fbpx

10 основных этических норм дизайнера, которые должен знать каждый

Я не хочу тебя сейчас расстраивать,

Но у каждой причины есть свое следствие.

Лорин Хилл, фрагмент песни «Суперзвезда»

Каждый дизайн-проект может вызывать этические вопросы и потребовать от нас принятия этических решений.

Использование этических принципов в дизайнерской работе помогает гарантировать, что дизайн, который мы даем миру, уважает независимость людей и отвечает их интересам.

Мы можем внести свой вклад в создание более качественных и этически обоснованных проектов, если самокритично рассмотрим этические последствия собственной работы.

Эта статья предоставляет общее понимание этических проблем в дизайне, а затем предлагаются десять этических практик, которые можно использовать во время работы.

Правильно и хорошо

Мы часто используем термины «правильно» и «хорошо» для обозначения одного явления, но в философии они имеют разное значение. Дизайнерам очень важно разграничивать эти понятия и видеть разницу между обязанностями и благородством.

  • Слово «правильно» описывает то, что является морально обязательным. Правильные действия, часто, но не всегда, являются нашими юридическими обязательствами.
  • Слово «хорошо» относится к тому, что является благородным, полезным или стоящим. С моральной точки зрения, хорошие действия считаются желательными, а не морально обязательными.

Пример

В контексте дизайна примером «правильного» является обязанность разрабатывать доступные сайты, которые могут использовать людьми с нарушениями зрения или двигательных функций. Это обязательство закреплено в законодательстве многих стран мира.

Примером «хорошего» является создание сайта, который использует высокое сжатие изображений, уменьшающее объем пользовательских данных, используемых сайтом. (В некоторых развивающихся странах мобильные данные могут быть очень дорогими.)

Уважение моральной автономии людей

Неотъемлемой частью этичного поведения является уважение к тому факту, что разные люди имеют разные представления о том, что является морально хорошим. В философии это называется «моральной автономией».

Уважение моральной автономии людей особенно актуально для тех, кто работает в дизайне. Не путайте это с навязыванием «хорошего» решения другим.

Напротив, речь идет о соблюдении ряда принципов, которые позволяют нам разрабатывать вещи, уважающие и способствующие моральной автономии людей.

Пример

Представим себе дизайнера, который работает на руководящей должности в поисковой системе. Они считают, что социальные сети — это плохо. Они также собираются возглавить новый проект по изменению того, как работает система ранжирования поисковой выдачи.

Как им поступить?

Если бы этика дизайна сводилась к тому, чтобы действовать в соответствии с собственными представлениями что хорошо, а что плохо, они могли бы посчитать своим долгом разработать систему, которая предотвращает появление ссылок в социальных сетях, связанных с результатами поиска.

Однако, если они хотят уважать моральную автономию пользователей поисковой системы, они должны возглавить разработку дизайна, который позволит людям самим решать, как использовать социальные сети.

Автономия людей против интересов людей

Этика — чрезвычайно сложная и спорная тема, и люди обсуждают ее на протяжении тысячелетий, не достигнув согласия.

Одна из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся как дизайнеры, — это противоречие между продвижением автономии людей и продвижением того, что отвечает их интересам.

Нет простого способа разрешить это противоречие, и — по мере того, как вы углубляетесь в изучение этики дизайна, — стоит скептически относиться к любым простым ответам, которые найдете *.

* В моральной философии прав есть две конкурирующие теории: теория прав «воли» или «выбора», подчеркивающая моральную автономию людей; и теория прав “выгода” или “интерес”, которая подчеркивает то, что отвечает наилучшим интересам людей. Среди философов нет единого мнения о том, как лучше всего понимать моральные права. См. Стэнфордскую философскую энциклопедию, «Права» (2005).

Пример

В 2009 году Европейский Союз (ЕС) издал Директиву, принятую государствами-членами в 2011 году, широко известную как «Закон о файлах cookie». По сути, этот закон требует, чтобы все сайты, ориентированные на пользователей в пределах ЕС, отображали предупреждение, если он хочет сохранить большинство файлов данных (известных как файлы cookie) на компьютере пользователя.

Читайте также:  Adobe выпустил бесплатные кисти от Кайла Т. Вебстера

Эта мера была разработана для повышения моральной автономии людей — во-первых, путем информирования пользователя о том, что сайт хочет сохранять файлы cookie на их компьютер, а во-вторых, путем предоставления им возможности включить или отключить эту функцию.

Однако все еще до конца не понятно, соответствовала ли эта мера интересам пользователей и способствовала ли она повышению автономии людей. Вот некоторые из критических замечаний в отношении Закона о файлах cookie:

  • Большинство людей не понимают, что такое файлы cookie, поэтому, когда они соглашаются или отказываются принимать файлы cookie с определенного сайта, их выбор не является осознанным
  • Некоторые файлы cookie по сути являются лишь частью того, как работает Интернет, и бессмысленно просить пользователей выбирать их каждый раз, когда они посещают сайт
  • Сосредоточение внимания на файлах cookie может отвлекать людей от более серьезных и важных угроз конфиденциальности и безопасности
  • Оповещения о файлах cookie прерывают, замедляют и, как правило, ухудшают пользовательский опыт

Как вы относитесь к Закону о файлах cookie? Ваше отношение к вопросу, вероятно, отражает общие убеждения о важности моральной автономии.

В дизайне, как и в обществе в целом, нет единого мнения о том, как найти баланс между моральной автономией и интересами людей. Вопрос: предоставлять людям возможности выбора или делать то, что в целом лучше для людей и их опыта, остается открытым.

Поэтому вы должны быть готовы к тому, что большая часть наших рассуждений об этике дизайна будет неоднозначной.

10 основных этических норм дизайнера

Изображение предоставлено: Adrien Olichon

Помня о том, что сказано во вступлении, рассмотрите возможность применения следующих десяти этических норм в своих дизайн-проектах.

Читайте объяснение каждого из них.

  1. Оцените этические риски и преимущества каждого проекта
  2. Просчитайте наперед, как можно неправильно использовать дизайн
  3. Предугадайте, как все может сломаться
  4. Относитесь к человеку как к личности, а не только как к средству
  5. Создавайте дизайн с учетом культурных различий, инклюзивности и доступности
  6. Поддерживайте моральную автономию и осознанное согласие людей
  7. Поддерживайте интересы людей
  8. Приветствуйте и принимайте критику
  9. Оценивайте результаты реализованных дизайнов
  10. Признавайте ошибки и исправляйте их

1. Оцените этические риски и преимущества каждого проекта

Начинайте думать об этических вопросах в самом начале проекта. Не останавливайтесь на очевидном. Используйте методы исследований и техники генерации идей, чтобы выяснить, какими могут быть менее очевидные этические последствия проекта.

Вот несколько подсказок, которые помогут с проведением оценивания:

  • Какую проблему должен решить проект?
  • Является ли эта проблема реальной и важной?
  • Есть ли более важные проблемы, которые следует рассмотреть?
  • Какие риски и преимущества создает эта проблема в настоящее время?
  • Какие риски и преимущества может создать решение проблемы?
  • Отвечает ли проект больше интересам пользователей или интересам того, кто вводит его в эксплуатацию?
  • Отвечает ли проект интересам общества в целом?
  • Может ли проект нанести вред другим людям, даже если он принесет пользу целевой аудитории или группе пользователей?
  • К какому потенциальному ущербу или двойному эффекту может привести проект?
  • Пробовал ли кто-нибудь решить проблему раньше?
  • Если да, то что получилось, а что пошло не так?

2. Просчитайте наперед, как можно неправильно использовать дизайн

Важной частью разработки программного обеспечения является обдумывание вариантов взлома и защиты. Однако дизайнеры, реже задумываются о том, как можно использовать проект со злым умыслом.

Читайте также:  Back in the USSR: лучшие дизайны с постсоветского пространства

Twitter — яркий тому пример. Изначально он был запущен как сервис «микроблогов», но в последние время неоднократно использовался для преследований, дезинформации, вмешательства в выборы и подстрекательства. С чем по сей день борются сотрудники Twitter.

Конечно, невозможно предсказать все способы неправильного использования дизайна, но некоторые всегда стоит рассмотреть.

В своей книге «Ruined by Design» автор и дизайнер Майк Монтейро утверждает, что Twitter принял ряд дизайнерских решений, которые допустили такие вещи, как преследование, дезинформацию, вмешательство в выборы и подстрекательство.

Таким образом, одна из наших этических обязанностей как дизайнеров — рассматривать то, что мы неосознанно проектируем, одновременно с тем, что мы стараемся разработать.

Вот несколько подсказок, которые помогут определить вероятность неправильного использования:

  • Какие функции или действия предоставляет людям дизайн?
  • Является ли каждая функция необходимой или оправданной?
  • Как каждая функция может быть взломана или использована злонамеренно?
  • Какие могут быть двойные эффекты или побочные эффекты дизайна?
  • Кому предоставляет власть ваш дизайн?
  • Как можно злоупотребить этой властью?
  • Какие средства правовой защиты доступны, если кто-то злонамеренно использует дизайн?
  • Как люди защищены от злоумышленников?

3. Предугадайте, как все может сломаться

Строительные стандарты во многом определяются тем, что происходит, когда что-то ломается. Поэтому строительные материалы должны соответствовать стандартам огнестойкости не потому, что огнестойкость необходима при стандартной эксплуатации здания, а потому, что это важно, если что-то пойдет не так и возникнет пожар.

Точно так же, дизайнеры не должны исходить из предположения, что все будет работать только так, как задумано. Продумывание вариантов, как что-то может сломаться, гораздо важнее.

Например, приложение для тренировок, которое публикует беговой маршрут — это отличный способ поделиться своими достижениями и получить поддержку от друзей. Но что произойдет, когда потенциальный грабитель получит доступ к этой информации, и выяснит, когда пользователя нет дома?

Этот пример показывает, что дизайн может «сломаться» как из-за действий пользователя, так и из-за «недостатков» дизайна. Этически устойчивая версия этого приложения могла бы предвидеть проблему и, по крайней мере, предупреждать людей о рисках публичного раскрытия информации о своих тренировках.

4. Относитесь к человеку как к личности, а не только как к средству

Мы должны создавать дизайн отдавая отчет и признавая неоспоримую ценность людей, а не рассматривать их только как источник работы, продаж, денег, данных, веб-трафика, голосов и так далее.

5. Создавайте дизайн с учетом культурных различий, инклюзивности и доступности

Не все люди одинаковы, и дизайн во всех его формах должен отражать и уважать различия людей.

Это означает рассмотрение того, как нашу работу будут видеть и использовать люди разного социально-экономического статуса, расы, пола, гендерной идентичности, сексуальности, религии и политических убеждений. Это также внесение разнообразных групп пользователей в исследования и тестирование дизайна.

6. Поддерживайте моральную автономию и осознанное согласие людей

Графика, продукты и услуги, должны давать людям возможность реализовывать свою автономию и делать осознанный выбор в отношении того, как использовать эти вещи.

В дизайне цифровых продуктов распространенной практикой, противоречащей этому принципу, является использование «темных паттернов». Темный паттерн — это любая особенность дизайна, которая вводит людей в заблуждение, например:

  • Обманом заставить кого-то совершить действие, которого он не планировал
  • Подтолкнуть кого-либо к совершению действия, которое, как известно разработчику, противоречит интересам пользователя
  • Представление необязательного действия как обязательного
  • Обещая одно, предлагать другое («заманить и подменить»)

Использование темных паттернов наиболее распространено в маркетинге. Хотя иногда бывают и более скрытые мотивы, в том числе финансовое мошенничество.

Читайте также:  Дизайн приложений для улучшения психического здоровья

7. Поддерживайте интересы людей

Также важно создавать дизайн, который отвечает интересам людей. Частая проблема в дизайне цифровых продуктов заключается в том, что многие шаблоны дизайна используются специально, чтобы сформировать у пользователя определенные привычки.

Примеры шаблонов проектирования, формирующих привычку, включают push-уведомления (получение предупреждений), полоски внизу экрана (когда вас уведомляют о количестве дней, в течение которых произойдет то или иное действие) и достижения (достижение контрольной точки или получение баллов, конкретных наград за действия).

Обычные взаимодействия в приложениях социальных сетей, включая бесконечную прокрутку и кнопки «Нравится», также являются примерами дизайна, формирующего привычку.

Шаблоны проектирования, формирующие привычку, сами по себе не хороши и не плохи. Важно то, работает ли этот дизайн в интересах людей или против них.

Например, если кто-то хочет выучить новый язык, создание приложения для изучения языка на основе шаблонов проектирования, формирующих привычку, будет поддерживать интересы пользователя в достижении этой цели.

Как мы выяснили в предыдущем задании, существует непреодолимое противоречие между продвижением автономии людей и дизайном в интересах людей.

В этом есть и практическая сторона. Нереально предоставить людям весь возможный выбор. Наша роль заключается в том, чтобы судить, какие решения мы можем безопасно и разумно принять от имени пользователя, а какие должны предоставляться непосредственно пользователю. Это серьезная ответственность, и важно, чтобы мы относились к ней надлежащим образом.

8. Приветствуйте и принимайте критику

Ценность критики в том, что она дает нам доступ к точкам зрения, мыслям и идеям, которые, скорее всего, не пришли бы нам в голову.

Критика может возникать на любом этапе дизайн-процесса и продолжаться на постоянной основе после его запуска.

Чем шире и разнообразнее круг критиков, тем лучше. Поэтому привлеките к процессу друзей, коллег, кандидатов из целевой аудитории проекта или пользовательской базы, а также совсем посторонних людей.

Чтобы получить доступ к более содержательной критике, нужно задавать конкретные вопросы, а не общие. Часто задаваемый вопрос: «Есть ли у вас замечания или комментарии?» будет встречен тишиной. Вместо этого спросите: «Я все еще пытаюсь улучшить работу этой серии экранов. Как вы думаете, что может помочь?»

Вот еще несколько вопросов, которые вы можете задать людям, чтобы они могли поделиться своим независимым мнением:

  • «Если бы я сказал, что вы должны критиковать три вещи в этом проекте, что бы это было?»
  • «Какие у вас сомнения по поводу данного предложения?»
  • «Если бы вы занимались этим проектом, что бы вы сделали по-другому и почему?»

9. Оценивайте результаты реализованных дизайнов

Как известно, после запуска проекта, работа дизайнера не заканчивается. В действительности некоторые из наиболее важных идей можно получить, собирая отзывы после запуска и анализируя свою работу.

10. Признавайте ошибки и исправляйте их

Ни один проект не обходился без ошибок. Каждый дизайнер должен уметь признавать эти ошибки и использовать их как возможность для обучения. Мы должны быть уверены, что прикладываем все усилия для их исправления.

Подведем итог

Давайте представим, что дизайн держится на трех столпах: визуальных принципах, принципах юзабилити и этических принципах. Поистине великолепный дизайн поддерживается всеми тремя.

Хотя этические вопросы редко приводят к однозначным ответам. Эти десять практик помогут вам вдумчиво и осознанно решать этические проблемы, с которыми мы сталкиваемся в своей работе.

Читайте также:

 

22 новых захватывающих инструмента для дизайнеров, июнь 2021

Что такое независимая сеть и какое место она занимает в современном мире

3 основные тенденции веб-дизайна в июне 2021

Источник

Превью: Timothy Tan

 

Поделиться:

Про автора

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: