Даже самый одарённый, плодовитый художник может быть запуган одним словом – устрашающим словом “Расскажите”. Именно так, просьба высказаться “по требованию” о своей работе – красноречиво и вдумчиво, иначе никак – перед большой публикой или один на один с покупателем. Конечно, некоторые университетские программы требуют, чтобы студенты регулярно оценивали чужие работы, тем самым подготавливая их к “реальной жизни”. Однако для карьеры и продвижения своих работ художник обязан уметь конвертировать абстрактную идею в понятный и прагматичный язык.
Чтобы получить представление о том, что делает художника эффективным оратором, Artsy собрал советы представителей разных сфер искусства, включая художников, профессоров, продавцов, кураторов и критиков.
Знайте свою целевую аудиторию
Прежде всего, художники должны решить, что для них важно в их работе, прежде чем они попытаются рассказать кому-либо еще, почему это важно. Говорит Хлоя Басс – художница, писатель и профессор.
Выделите одну деталь – всего одну – которую люди обязаны знать. Как понять, что это она? Представьте, что какую-то деталь вашей работы поняли или интерпретировали неправильно. Если вы расстроились или даже разозлились по этому поводу, то это она – самая важная часть.
После того, как вы сформулировали это для себя, Басс предлагает выяснить, как объяснить это пяти различным людям: другу – не художнику, другу-художнику, куратору, соседу и вашей бабушке. Если вы каждый раз используете один и тот же язык, вы теряете четверых из пяти потенциальных зрителей – 80%!
Подготовьтесь
Даже если у вас уже есть питч, выученный назубок, Джейн Хармон из галереи Fortnight Institute советует подготовить идею для презентации. “Когда я разговариваю с художником, то хочу знать, что сводит её работу воедино”. Это не должно ограничиваться только одной вещью, но Хармон отметила: если художник может определить конкретный поток интересов, который проходит через их работу – значит, он обдумал, как его картина и детали могут “сыграть”. А это в свою очередь значит, что и Джейн может понять их работу изнутри.
Тем не менее, не пытайтесь создать горы работ, которые поддержат вашу идею. Марк Скала, главный куратор Центра визуальных искусств Нэшвилла, сказал, что ему любопытно говорить об эволюции работы художника по мере ее развития. Вашему собеседнику интереснее видеть прогресс, ваш творческий рост по мере движения от старых к более новым работам.
Будьте честным
Многим художникам трудно решить, “почему” они приняли то или иное решение во время работы: почему здесь выбрана такая кисть, а здесь такая краска. Творческое выражение – это интуитивный процесс.
Художник Натаниэль Мэри Куинн сказал, что на ранней стадии своей карьеры он часто беспокоился, что не будет выглядеть умным, если у него не будет ответов на все вопросы о его работах. Теперь же, после многочисленных выставок, Натаниэль говорит, что легче выглядеть осведомлённым, когда ты знаешь о чём говоришь, чем когда ты притворяешься экспертом в чём-то “не своём”. Он стремится быть честным и подлинным.
Не выдумывайте ничего. Если вы не знаете, почему выбор пал на это – так и скажите. “Я не знаю!”
Избегайте описаний
Когда вы теряетесь в потоке мыслей, всегда хочется отступить к очевидному, что и так визуально проявляется в работе. Но это не помогает зрителю понять картину шире. Художник-самоучка Уго Макклауд рассказывает, что он отказывается от желания описать – для этого у него всегда есть “точка возврата”, к которой можно уйти во время разговора. «Я знаю, что мне удобно начинать разговор, рассказывая о моем процессе». Поэтому, если ему кажется, что он отклоняется от темы в ходе посещения студии или обсуждения в галерее, Макклауд возвращается к своему процессу, чтобы развернуться в нужное русло.
Кэтрин Хоу, художница и директор программы критических исследований Нью-йоркской академии искусств, говорит, что ещё большим испытанием является попытки “осветить визуальную работу с помощью языка, который приносит новые ассоциации, семейные связи и неожиданное понимание”. Поэтому она учит своих учеников тратить время на разговоры о вещах, которые не очевидны в работе, подобно тому, как Макклауд фокусируется на закулисной работе.
Не преувеличивайте
Хоу также отмечает, что существует ограничение на то, что вы можете сказать.
«Я предостерегаю студентов, чтобы избежать гиперболы и, в определенной степени, умышленного политически заманчивого жаргона», – сказала она. Вместо этого она поощряет художников пытаться укрепить свой собственный голос, хотя это может быть трудно сделать под давлением.
Когда вы чувствуете себя уязвимым, так и хочется использовать слишком “раздутую” манеру речи. Басс считает, что более полезно выяснить, как представлять большие идеи при помощи маленького – “не в значении краткости, а понятности” – языка.
Тренируйтесь
Басс, которая пришла в искусство из театра, видит в репетициях главное решение всех проблем.
Научитесь говорить то же самое разными способами, используя четкий, лаконичный язык, а остальное логично подтянется само собой.
Помните, что попытка выразить свои мысли не имеет ничего общего с лекцией, например. Она и не должна иметь ничего общего. Скорее, это должен быть процесс перевода. “При переводе всегда есть потери и складки – неважно, переводите ли вы с испанского на английский или с визуального языка на вербальный. Мы не должны ожидать, что зрение каким-то образом передаст ту же самую информацию, что и слух”.
Источник: Artsy
Читайте также:
5 новых сайтов, которые облегчат жизнь художнику