Свет – это основа всех основ в фотографии. И даже если ты берешь камеру в руки раз в месяц, мы уверены, ты понимаешь, о чем идет речь. Композиция, цвет, сюжет, эмоции и тысячи смыслов, которыми может обладать фотография – это все ничто, если ты не сумел разобраться, как же все-таки работает свет в конкретном случае и условиях.
Пожалуй, главный вопрос, который уже у тебя созрел в голове – “как научиться видеть свет и управлять им?”.
Единого рецепта нет, и ты, конечно же, не научишься снимать как Энни Лейбовиц после прочтения данной статьи. Но у нас есть несколько советов для тебя, друг. И если ты будешь следовать им ежедневно, ты быстро начнешь апгрейдить свой навык фотографии.
1. Снимай, снимай и еще раз снимай.
Ты, конечно, можешь сказать, что мы говорим тут об очевидных вещах. Но нет, это важная составляющая твоего успеха. Ты берешь в руки камеру несколько раз в месяц/неделю? Надо снимать ежедневно. Возьми это себе за правило, впиши это занятие в свой плотный график и перестань лениться. Муза приходит только к тем, кто каждый день поднимает пятую точку с дивана и идет снимать хотя бы на телефон 🙂
Через несколько недель подобных вылазок ты заметишь, как стал более наблюдательным. И теперь ты останавливаешься с камерой возле столетнего гаража, а все потому что закатное солнце прорисовало на нем замысловатые узоры.
2. Смотри и анализируй.
Просматривай ежедневно по несколько сотен фотографий разных жанров и авторов. Самые цепляющие и те, которые сняты интересно с точки зрения света, сохраняй себе в папку под названием “вдохновение” (таковую мы тоже советуем завести). Зачем? Это нарабатывает твою насмотренность. Твой мозг и его подруга зрительная память – твои лучшие друзья в этом случае. Через некоторое время ты начнешь замечать, как нужные картинки-подсказки начинают всплывать у тебя в голове при выполнении сложных и не очень задач.
Еще важно выделять время на анализ и разбор таких фотографий. По каждому из таких снимков определи:
- с каким источником света сделан снимок;
- если снято с естественным освещением: в какое время дня была сделана фотография;
- определи источники света и их количество в кадре, и не забудь о рефлексах;
- разберись, сколько источников жесткого и мягкого света было использовано, и что они конкретно освещают/подсвечивают;
- ответь на вопрос, что тебе нужно для того, чтобы повторить эту схему: взять шесть источников импульсного света или просто выйти поснимать на закате.
3. Нет правильного или неправильного света.
Нет схем света, которые сделают твою фотографию шедевром. Ты же в курсе, да, что в творчестве нет законов? Кто-то снимает по солнцу, а кто-то против. Хотя твоя мама говорит, что против солнца снимать нельзя. На разные картинки и сюжеты свет ложится тоже по-разному, и истина заключается в том, сможешь ли ты это понять до того, как сделаешь снимок.
Свет не только может хорошо ложиться в кадре, а еще композиционно выделять объект съемки. Это универсальный инструмент!
Кто-то снимает портреты с мягким рассеянным светом, а кто-то с жестким. Например, 20 лет назад мало кто снимал профессионально женские портреты (да что там, вообще портреты) с жестким светом. Сейчас же, можно сказать, это превратилось в тренд. Такой свет помогает придать снимку драматичности и сделать его более эмоциональным и цепляющим, если этого требует задумка, конечно.
Успех приходит к тем, кто работает над собой ежедневно. Если каждый день подниматься хотя бы на одну ступеньку вверх, вершина очень скоро будет покорена. Нужного вам света в кадре, друзья 🙂
Вероятно, вам будет интересно прочитать:
Фотография: вдохновляемся с Родни Смитом