Теперь [В Кадре] — не только кино, но и анимация. Рина Шумыло проанализировала для нас три работы японских аниматоров от признанной на фестивалях ленты до серийного аниме.
Рина Шумыло — сооснователь студии иллюстраций ILL&MATES, образовательного проекта Graphite и конкурса киноафиш Cinema Poster Awards. В портфолио ILL&MATES — работы для Esquire, «Сільпо», Y&R, THINKMcCANN, Saatchi & Saatchi, BBDO, Banda Agency, Fedoriv и др. Лектор и спикер в Graphite, Kyiv Academy of Media Arts, Projector, Свободная образовательная платформа, Connect Ukraine Fest и Pecha-Kucha.
В детстве я мечтала создавать мультики, поэтому анимация всегда была в фокусе моих интересов. Для меня анимация — плодородная почва для взращивания разнообразия визуальной эстетики и создания эмоционального резонанса в кинематографичной плоскости. Любимые ленты: «Отець и дочь» Микаэля Дюдока, «Трио из Бельвилля» Сильвена Шоме, «Тайна Келлс» Томма Мура, «Жизнь Кабачка» Клода Барраса, «Мир будущего» Дона Херцфельдта, «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки, «Персеполис» Маржан Сатрапи и Венсана Паронно.
В этой подборке хотелось показать разнообразие визуального языка японской анимации от признанной на фестивалях ленты до серийного аниме.
Tekkonkinkreet // Железобетон
Режиссер: Майкл Ариас
Студия: Studio 4°C
Анимация снята по одноименной манги Тайё Мацумото. Лента получила серию наград и была выделена на многих фестивалях: Mainichi Film Concours, Japan Academy Prize for Animation, Berlin International Film Festival, Hong Kong International Film Festival, Anima festival и другие. Просто feast for the eyes 🙂
История разворачивается в ярком, железобетонном, сюрреалистичном Городе Сокровищ. Город не просто служит сценой или фоном — это полноценный герой. Громадное внимание уделено прорисовке локаций, устройству города, его взаимоотношению с героями. Следуя за последними, мы знакомимся с причудливым фьюженом парка аттракционов, заброшенных массивов и беспорядочной наружной рекламы. Город показан не только с разных ракурсов, но и с разных углов наклона камеры, очень кинематографично.
Светлая и мягкая палитра цветов подчеркивает мир детей и отлично контрастирует с жестокостью мира взрослых. А дети — хранители города.
Отличная работа колориста Миюки Ито.
Интересное взаимоотношение времени года и суток с ситуацией в городе. Анимация начинается с летнего солнечного дня с голубым небом. С нарастанием напряжения и опасности погода меняется и все больше событий происходит в ночное время. Цвета блекнут, мрак поглощает Город Сокровищ.
Дизайн персонажей Cоджиро Нишимы заслуживает отдельного внимания. Эстетика графики далеко выходит за рамки стандартного визуального языка аниме. Вы не увидите привычных героев с большими глазами и поведенечскими штампами. Главные герои нежные и опасные одновременно. Как кошки. Они могут быть мягкими и милыми как котята, но агрессивными, если нужно защищать свою территорию.
Белый и Черный — как инь и ян. Они — противоположности, но вместе создают гармонию. Белый нуждается в протекции Черного, а Черному нужен Белый, чтобы спасти свою человечность и не погрузиться в темную сторону своего Я.
Если характер Белого показан через его внутренний мир (стилизация под примитивный рисунок) и чудные шапки (отдельная любовь), то характер Черного — через символы: черная ворона и минотавр.
Главные герои живут в городе во всех его плоскостях. Они могут перемещаться по воздуху как птицы или супергерои. И это нелинейное перемещение по городу придает динамику всей картине.
Эпизоды борьбы и жестокости перемешаны с философскими высказываниями Белого и слепого старика-мудреца: «Иногда нужно обжечься, чтобы увидеть правду». Это превращает анимацию в притчу о вечной борьбе добра со злом. И неважно, внешнее это зло или твоя темная сторона.
Redline // Красная черта
Режиссёр: Такэси Коикэ
Фантастическое полнометражное аниме про опасную галактическую гонку. Все же любят гонки, да?
Производство взяла на себя легендарная студия MADHOUSE. Вы точно слышали про Death Note, Perfect Blue и Paprika. Это все MADHOUSE. Премьера состоялась на The 62nd Locarno International Film Festival в 2009.
Красавчик-герой — главная причина, по которой вы должны посмотреть эту ленту… Шутка 🙂
На производство анимации ушло 7 лет, за которые художники нарисовали более 100 000 кадров от руки. Вручную! В этом фишка.
Картинка стильная, детально проработанная. Чувствуется, с какой любовью нарисованы герои и планы. Это не стандартная штамповка, как в сериалах.
Оригинальная стилистика — сочетание ретро и панка. Образы героев яркие, даже второстепенным героям уделено достаточно внимания. Фоны продуманы до мелких деталей.
Архитектура кадра превосходная. В фильме много необычных ракурсов и динамичных композиций. Аниматоры и иллюстраторы отлично использовали синестезию, чтобы не просто передать драйв, но погрузить зрителя в самую гущу сумасшедшей гонки и дать почувствовать адреналин. Это всё, что вам нужно знать о «скорости».
Bakemonogatari // Истории монстров
Режиссёр: Симбо Акиюки
Cерийная анимация снята на основе лайт-новелл Нисио Исина. Иллюстрации к ним создал художник из Тайваня под псевдонимом Vofan.
Твиттер-версия сюжета такова: главное действующее лицо — старшеклассник Коёми Арараги — помогает решать «странные» проблемы героинь. Их необычные истории показаны с помощью еще более странной (и крутой) анимации от японской студии Shaft.
Что же может быть примечательного в серийном аниме, где главные герои — школьники?
Во-первых, сама прорисовка анимации. Часто фоны и локации поданы абстрактно. Рисунок лишь намекает, где именно происходит действие. То ли это улица или комната сестер Арараги, то ли заброшенная школа.
Также в локациях часто изображены необычные и причудливые элементы. С одной стороны, фон вторичен, но с другой, он играет важную роль в создании атмосферы «странности» и ощущения сверхъестественности. Геометричные формы, плашечные заливки, отсутствие контуров, частое пренебрежение перспективой визуально выделяют эту анимацию среди других. Во-вторых, примечательна эклектика стиля анимации. Микс абстрактных иллюстраций, реалистичных иллюстраций, иллюстраций а-ля скетч, фотографий, плашечных заставок, типографики и символом создает визуальную надстройку смыслов и усиливает градус абсурда.
Героям уделено больше внимания. Они детальнее прорисованы, присутствует объем. Но используются необычные ракурсы и быстрая смена планов.
Сам рассказ динамичный. Визуальная часть подчеркивает это с разным сторон. Часто в кадре можно заметить повтор форм/предметов, что создает ритмичность в композиции. Дополнительные цветные вставки с рисунками или надписями-мыслями мелькают так быстро, что едва успеваешь прочесть текст — это еще больше подчеркивает скорость смены событий. Движения самих персонажей демонстрируют динамику через slow motion и крупный план даже тогда, когда кадр статичен.
Особое внимание заслуживает цветовая гамма, которая меняется в разных историях и подчеркивает характер разных героинь, создавая эмоциональную канву рассказов. Колоркодинг используется не только для контраста эмоций разных историй, но и для навигации событий, так как повествование идет не в хронологическим порядке.
Например, для героини Тсубасе характерны белый и маджента. Белый символизирует стремление девушки быть perfect person, а маджента — странность в образе тигра.
У Ёцуги Ононоки другая цветовая гамма — вибрирующие сочные цвета, напоминающие дизайн Карима Рашида.
Интересно используется освещение — оно усиливает контраст и подчеркивает напряжение, остроту момента.
В этой подборке всего три работы, но и по ним видно, насколько разнообразным и пластичным может быть язык аниме и сколько сильнейших решений можно пропустить, игнорируя этот жанр.
Больше из рубрики [В кадре]:
Ольга Протасова. «Колір гранату»: побачити красу в усьому
Илья Угнивенко: Как сделать статику интересной. «Патерсон» и «Цвет граната»
Юрко Гуцуляк: «П’ять перешкод» і пошук досконалості в дизайні