«Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант
Джоан Роулинг записала первые 40 имен персонажей, которые появятся в «Гарри Поттере», в бумажном блокноте. Джей-Джей Абрамс пишет свои первые наброски в бумажной тетради. Вернувшись в Apple в 1997 году, Стив Джобс решал многие проблемы, рисуя диаграммы на доске. И таких примеров десятки…
Вот блокнот, который принадлежит партнеру Pentagram Майклу Беруту. Большинство страниц в его блокноте похоже на правую сторону фотографии.
А вот так выглядит записная книжка автора Нила Геймана. Нил пишет свои книги – «Американские боги», «История с кладбищем» и «Каролину» – от руки.
И записная книжка от дизайнера Николаса Фелтона, который записал и визуализировал десять лет своей жизни в данных и создал приложение Reporter.
Есть причина, по которой люди, у которых есть возможность использовать компьютер, предпочитают делать письмо от руки частью своего творческого процесса. Все это начинается с нюанса, который мы могли бы легко упустить – письмо от руки сильно отличается от ввода текста.
Ваше оборудование влияет на вашу работу
В книге Writing Down the Bones автор Натали Голдберг отмечает, что письмо – это физическая активность, и поэтому на нее влияет оборудование, которое вы используете. Создание текста на клавишах и от руки влияет на стиль. «Я обнаружила, что когда пишу что-то эмоциональное, мне нужно записать это на бумаге».
Наблюдение Голдберг имеет небольшую выборку, но оно очень точное. Что еще более важно, исследования в области психологии подтверждают этот вывод.
В «Исследовании традиций письма» авторы Джон Р. Хейс и Вирджиния Бернигер проводят исследование, в котором приходят к заключению: дети могут генерировать значительно больше идей, если пишут от руки, чем если набирают текст.
Существует множество гипотез о том, почему письмо от руки дает результаты, отличные от набора текста. Но одна из наиболее важных гипотез из мира практики говорит следующее:
Вы лучше понимаете свою работу
«Рисование от руки – это способ для меня сформулировать вещи внутри себя, которые я не могу понять иначе», – говорит художник Роберт Крамб. Другими словами, Крамб рисует не для того, чтобы выразить то, что он уже понимает, а для того, чтобы понять, что он не понимает.
Это напоминает цитату, часто приписываемую Сесилу Дэй Льюису: «Мы пишем не для того, чтобы нас поняли; мы пишем, чтобы понять». Или, как говорит Дженнифер Иган: «Письмо раскрывает историю для меня».
Такое мышление может применяться ко всем областям. Например, в книге «Жизнь на экране» Шерри Тюрк цитирует преподавателя Массачусетского технологического института: «Если студенты работают с сайтом на экране, они не пытаются запомнить, как все устроено. Зачем, ведь за них это делает компьютер».
«Вы начинаете с эскизов, затем рисуете, затем делаете модель, – говорит Ренцо Пиано. – От модели вы переходите к реальности, а потом возвращайтесь к рисованию. Так вы создаете некий цикл от рисования до создания и наоборот».
В своей книге Orbiting the Giant Hairball автор Гордон Маккензи сравнил творческий процесс с коровой, которая дает молоко. Мы видим корову, которая дает молоко, и видим, как она ест траву. Но фактическая часть, где создается молоко, остается невидимой.
Конечно, мы не видим большую часть того, как происходит процесс создания. Но часть того, что мы можем видеть и чувствовать, ощущается при написании от руки.
Стив Джобс говорил в интервью Wired Magazine: «Творчество – это просто соединение вещей. Когда вы спрашиваете творческих людей, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми. Потому что на самом деле они этого не делали, они просто увидели. Через некоторое время увиденное показалось им очевидным. Это потому, что они смогли соединить накопленный опыт и синтезировать новые вещи. И причина, по которой они смогли это сделать, заключалась в том, что у них было больше опыта или они думали больше о своем опыте, чем другие люди».
Если смотреть с точки зрения Джобса, то, возможно, письмо от руки позволяет людям делать последнее – больше думать и осознавать собственный опыт. Только после того, как это понимание станет более ясным, стоит возвращаться к компьютеру. В середине 2000-х годов дизайнеры креативного консалтинга Landor установили Adobe Photoshop на свои компьютеры. Генеральный директор Антонио Марацца рассказывает автору Дэвиду Сэксу:
Вдруг качество их работы резко упало. Через несколько месяцев в миланском офисе Landor раздали дизайнерам записные книжки Moleskine и запретили использование Photoshop во время первой недели работы над проектом. Это имело такой колоссальный эффект, что эта практика используется до сих пор.
Автор Остин Клеон применил этот принцип к своей офисной планировке. «Когда я прихожу домой, у меня в офисе два стола – аналоговый и цифровой. На аналоговом столе есть только маркеры, ручки, карандаши, бумага и газеты. Ничего электронного на столе не разрешено – так у меня нет соблазна залезть в твиттер, например. Именно здесь рождается большая часть моей работы. На цифровом столе я редактирую, публикую и так далее».
Заключительные мысли
Чтобы показать, как будет разворачиваться пятая книга серии «Гарри Поттер и Орден Феникса», Джоан Роулинг использовала лист линованной бумаги и синюю ручку. Очевидно, что он похож на таблицу.
И все же, нельзя сказать, что она могла сделать это в электронной таблице. Вся магия здесь заключается не в самом макете. Главная фишка – в стрелочках, кружочках и вычеркиваниях.
Голдберг пишет в своей книге, что письмо – это физическая активность. Возможно, это из-за того, что творчество является побочным продуктом человеческого бытия, а люди являются физическими, аналоговыми сущностями.
В настоящее время практика написания от руки сокращается – к нашему сожалению. В следующий раз, вместо того, чтобы открыть Google Docs, Photoshop или AutoCAD, попробуйте взять в руки блокнот. Вы будет приятно удивлены тому, куда вас занесет творческий процесс.
Читайте также:
Исследование: могут ли люди стать креативнее, когда им платят больше?
7 выступлений TED Talks, которые должен посмотреть каждый дизайнер
4 научно подтвержденные причины читать перед сном
Источник: UX Collective