Теория Цвета. Самое важное о цвете. Часть II

Почему треугольник желтый, предметы вокруг бесцветны и что такое диагональ в живописи? Продолжаем разбираться в области цвета благодаря Иттену Иоханнесу и его «Искусству цвета».

Форма и цвет

Выразительная ценность присущая не только цвету, но и форме. В живописи эти элементы должны работать симультанно, поддерживать и «подыгрывать» друг другу. Как и основные цвета, квадрат, круг и треугольник обладают определенными характеристиками. Квадрат – символ материи, сдерживания, предела и напряженности. В египетском иероглифическом письме квадрат обозначал «поле». Такой статичной форме соответствует «тяжелый» красный цвет. Треугольник символизирует мысль, движение по вертикали, поэтому его легче сопоставить со светлыми оттенками желтого цвета. Круг – форма с присущим естественным чувством движения, создает впечатление расслабления и смягчения, некой монотонности. Его «вечному» движению кажется равным синий цвет и его оттенки.

clip_image002

Если цвет и форма подчиняются друг другу, воздействие на зрителя усиливается. Кубисты более ориентировались на форму, количество же используемых цветов в своих работах уменьшали. Экспрессионисты и футуристы уделяли обоим внимание в равной степени, импрессионисты, конечно же, предпочитали цвет. Жорж де ла Тур и Ван Гог стремились к субъективной передачи формы и цвета.

clip_image004

Ван Гог «Звездная ночь» (1889)

В то же время Конрад Витц и Эль Греко предпочитали объективность в цвете, но были субъективны во время воспроизведения формы.

clip_image006

Конрад Витц «Эсфирь перед Артаксерксом» ( 1434-1435)

Пространственное воздействие цвета

Контраст светлого и темного имеет способность «углублять» цвет или, наоборот, делать его более выступающим. Если желтый, зеленый, оранжевый, красный, фиолетовый и синий цвета разместить на черном фоне без промежутков, желтый будет выступать среди них немного вперед. Наряду с этим, фиолетовый кажется более глубоким, красный и оранжевый чуть выступают на передний план, синий остается на уровне черного фона. Если же фон сменить на белый, пространственное воздействие цвета меняется. Фиолетовый «выталкивается» вперед, а желтый воспринимается как близкий к белому фону. В случае с холодными и теплыми цветами одинаковой светлоты, теплые уходят вперед, а холодные – в глубину фона.

Цветовое впечатление

Предметы бесцветны сами по себе. Под влиянием солнечного света поверхность поглощает одни световые волны (цвета) и отражает другие. Предмет, которой отражает лучи белого цвета, но не поглощает их, кажется белым. Предмет, который поглощает лучи белого цвета, но не отражает их, «является» черным. Если поверхность синего цвета осветить оранжевым светом, она покажется черной. Если красные лучи упадут на черное тело, на нем появятся черно-коричневые оттенки. Отсюда, можно сделать вывод о большом значении освещения, причем не только его цвета, а и интенсивности. При максимальном освещении цвет высветляется, в тени – мутнеет, а особую четкость получает при освящении светом средней силы.

Тень – еще один интересный вопрос. Впервые к изображению цветных теней обратились упомянутые выше импрессионисты. Синие тени деревьев, которые изображены на работах художниках, вызвали недоумение среди зрителей. Причиной этому служило консервативное мнение, что тень должна иметь серо-черный цвет разной интенсивности. На самом деле, наблюдение за природой дает возможность сделать другие выводы. Например, цветные тени можно заметить зимой, когда земля покрыта снегом. В ярком свете уличных фонарей тени на снегу кажутся синими.

clip_image008

Клод Моне Прогулка в Аржантее (1872)

Композиция

Композиция в свете – это определенное сочетание двух или больше цветов, при котором каждый из них мог выразит себя максимально точно. Многое может сказать расположение цвета и направление мазка. Синий цвет в нижней части картины – тяжелый, сверху – наоборот.

Кроме того, стоит обратить внимание на разные типы направлений внутри композиции.

«Горизонтальное» – выражает тяжесть, расширение. «Вертикальное» – подчеркивает высоту и движение вверх. Эти направления – плоскостного характера и при одновременном использовании придают работе чувство меры и гармонии. «Диагональные» направления устремляются в глубину картины. Например, в «Воскресении» Грюневальда такое направление ведет зрителя от переднего плана вверх, к изображению торжества Христа.

clip_image010

Маттиас Грюневальд «Воскресение Христа» XVI в.

Художники эпохи Барокко использовали диагонали для иллюзии перспективы, кубисты – для впечатления рельефной глубины. «Циркульное», или «круговое», направление останавливает внимание на одной точке, в то же время создает впечатление движения. Пример такого направления имеем возможность увидеть в картине «Битва Александа Македонского с персидским царем Дарием при Иссе» Альтдорфера.

clip_image012

Альбрехт Альтдорфер «Битва Александа Македонского с персидским царем Дарием при Иссе» (1529)

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика