Все знают пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму». В случае с дизайном и вообще всем, где есть визуальная составляющая, «одежка» – это цвет и композиция, первое впечатление от проекта. С цветами сейчас нет проблем – цифровые инструменты подарили миллионы оттенков и вариаций, Pantone выпускает новые цвета без остановки.
Создать правильную палитру цветов для проекта гораздо сложнее, чем кажется. Нужно учесть массу нюансов, о которых часто многие даже не задумываются. Понять, какие цвета сочетаются, а какие лучше никогда не объединять, поможет теория цвета. Она включает в себя множество определений, концепций и дизайнерских приложений – достаточно, чтобы заполнить несколько энциклопедий. Чтобы вы не запутались, мы разберем самые важные понятия. В этом поможет книга «Искусство цвета» Иттена Иоханнеса.
Глаза и мозг способны чётко различать цвета только благодаря контексту — то есть контрастам и сравнениям. Цвет очень легко может обрести новые характеристики, измениться, стать не чистым, стопроцентным цветом. Не секрет, что на чёрном фоне белый квадрат выглядит крупнее, чем такой же квадрат на белом. Белый цвет имеет способность расширяться, выходить за рамки, между тем как чёрный сокращает размеры.
Для постижения азов цветового конструирования автор советует создать двенадцатичастный цветовой круг, опорными точками которого являются жёлтый, синий и красный цвета. Это — цвета первого порядка, и располагаются они по определенным законам. Иттен помещает их в равностороннем треугольнике таким образом, чтобы жёлтый цвет занимал крайнюю верхнюю позицию, синий — внизу слева, а красный — внизу справа. На следующем этапе треугольник вмещается в круг и на основе последнего строится шестиугольник. Для того чтобы получить цвета второго порядка, нужно вписать в треугольники три смешанных цвета, которые мы получаем с помощью взаимодействия двух основных цветов. Таким образом, получаем уравнение:
жёлтый + красный = оранжевый
жёлтый + синий = зелёный
красный + синий = фиолетовый
Цвета третьего уровня можно воссоздать совмещением в свободных «коморках» тонов соответственно первого и второго уровней:
жёлтый + оранжевый = жёлто-оранжевый
красный + оранжевый = красно-оранжевый
красный + фиолетовый = красно-фиолетовый и т.д.
Итак, благодаря нехитрым манипуляциям создается правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором царствует четкая иерархия. Каждый элемент занимает постоянное место, а их соединение имеет тот же вид, что и естественный спектр.
Кроме того, следуя автору, стоит обратить внимание на шесть видов контрастных противопоставлений, которые помогут лучше понять природу влияния цвета:
1. Контраст цветовых сопоставлений
Конечно же, белый и чёрный цвета обладают самым выраженным контрастом светлого и тёмного. Но не только они. Красный, синий и жёлтый цвета также образуют сильные контрастные пары. Нужно помнить, что экспрессивный потенциал каждого цвета проявляется по-разному. Это выражение и глубокой тоски, и неудержимого веселья, и экзистенциональной универсальности. Творчество участников художественной группы «Синий всадник» В. Кандинского, Ф. Марка и А. Маке, по крайней мере, на раннем этапе строится исключительно на цветовом контрасте. Контраст цветовых сопоставлений демонстрируют следующие работы: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж; «Коронация Марии» Е. Шаронтона, XV век.
2. Контраст светлого и тёмного
Если переходить из крайности в крайность, строгую бинарную пару контраста светлого и тёмного выстраивают белый и чёрный цвета. Но кроме них, существует множественное число разных более светлых и более тёмных оттенков, которые занимают переходное место. Количество таких оттенков, которые может различит глаз человека, зависит от индивидуальных характеристик: чувствительность глаза и предел восприятия. Из множества примеров использования этого типа контраста можно привести картины Франсиско Сурбарана «Лимоны, апельсины и розы», Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом», Пабло Пикассо «Гитара на камине».
3. Контраст холодного и тёплого
В большинстве случаев, к тёплым цветам относят жёлтый, оранжевый, красный, рубиновый и их оттенки. Зелёный, сине-зелёный, синий и фиолетовый принято, напротив, называть холодными. Правда, классификация такого типа не всегда оправдывает себя, так как важную роль в восприятии цвета отыгрывает его окружение – мы уже говорили о контексте. В данном контексте можно вспомнить творчество Огюста Ренуара («Мулен де ля Галетт») и Клода Моне («Лондонский парламент в тумане»).
4. Контраст дополнительных цветов
Понятие «дополнительный цвет» не менее важно, но не так уж знакомо, по крайней мере, непрофессиональной аудитории. Два цвета можно назвать дополнительными, если в последствии их смешивания получается нейтральный серо-чёрный цвет. Таким образом, эти цвета диаметральны друг другу, но в то же время связаны между собой. При недалёком размещении они стимулируют друг друга к максимальной яркости, но при непосредственном совмещении убивают друг друга, превращаясь в тёмно-серый или чёрный тон:
жёлтый — фиолетовый
жёлто-оранжевый — сине-фиолетовый
оранжевый — синий
красно-оранжевый — сине-зелёный
Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Ян ван Эйка, «Гора Сен-Виктор» Поля Сезанна.
5. Симультанныи контраст
Понятие «симультанный контраст» подразумевает появление дополнительного цвета во время рецепции какого-то основного цвета. Если такого нету, то он синхронно , то есть в то же время, создает его сам. Симультанно возникающие цвета это, по сути, впечатление и ощущение, говорить об их объективном существовании нельзя. Для того, чтобы проверить действие симультанного контраста, нужно сделать следующее: расположить на большой плоскости яркой окраски чёрный квадрат меньшего размера, а на него положить папиросную бумагу. Если поверхность — красного цвета, чёрная фигура покажется зелёной, а если зелёного, то возникает иллюзия красного квадрата, который на самом деле все же черный.
6. Контраст цветового насыщения
Под «контрастом насыщения» имеют в виду противоположность между насыщенностью, яркостью и тусклостью, затемненностью. Чистые цвета, которые образуются с помощью преломления белого света, это и есть цвета максимальной яркости (насыщения). Такой интенсивный цвет можно смягчить с помощью чёрного и белого цветов. Э. Делакруа не любил серый цвет в живописи и старался не обращаться к нему из-за нейтрализации серым цветом чистых тонов. Говоря о контрасте насыщения, вспоминаем картины Жоржа де ла Тура «Новорожденный» и Анри Матисса «Пион».
Фото на главной: Taylor Heery
Читайте также:
14 лучших инструментов для выбора цветовых схем