Материал подготовлен при поддержке:
С уверенностью можно сказать, что великие режиссеры пишут историю кино, а уникальность стиля съемки и технический подход удачно выделяет их работы. Подход Акиры Куросавы к повествованию повлиял на Джорджа Лукаса. Способы раскрытия персонажей Роберта Олтмана вдохновили Пола Томаса Андерсона. Более того, каждый легендарный режиссер под влиянием других создает что-то совершенно новое.
У любого успешного режиссера есть ракурсы и техники, которые являются его визитной картой и точно передают характер сцены. Давайте рассмотрим несколько знаковых кинематографических техник, используемых маэстро киноиндустрии.
Долли зум или эффект вертиго
Вызвать чувство волнения – легко. Вот объяснение того, как с помощью операторской тележки, движущейся вдоль оптической оси объектива, достигается эффект совершенно безумного приближения.
Впервые этот прием был использован румынским режиссером Серджиу Хузумом, но свою популярность он получил в фильме Альфреда Хичкока «Головокружения». Долли зум – это идеальный способ передачи состояния паранойи, беспокойства или ужаса.
Наложение эффекта в пост-продакшне
Если вы не сделали долли зум во время съемки, в видео объясняется как этого можно добиться в After Effects.
Ваши Недоманский создал подборку, демонстрирующую различные варианты использования, а также эволюции долли зума в истории кино.
Низкоугольная съемка
Съемка с багажника, именно об этом сейчас пойдет речь. Конечно, не в каждый багажник легко уместить оператора и полноразмерную кинокамеру, поэтому часто используются фейковые стенки багажника и крышка. Главным любителем этого приема является Квентин Тарантино.
Голландский угол
Если в двух словах, голландский угол предполагает наклон камеры в одну сторону. Это отличный способ передачи дезориентации, отчаяния, опьянения или интенсивности происходящего. В видео представлены примеры того, как вы можете использовать голландский угол для съемки будущего фильма или документалки.
Крупный план с ускорением
Если вы хотите немного взбудоражить аудиторию, то вам нужен монтаж крупного плана с элементами ускорения. Вы наверняка знаете что это. Часто его используют в моментах, когда герой готовится к важным событиям, например, к бою с противником. Вот информативная нарезка, если не совсем понятно, о чем идет речь.
Мастером быстрого монтажа крупного плана является Эдгар Райт. В следующем видео Райт сам объясняет, как он подходит к выбору кадра и рассказывает о процессе съемки. (Подсказка: он снимает в обратном порядке.)
Вот несколько леденящих душу примеров быстрого монтажа крупного плана…
Быстрое панорамирование
Быстрое панорамирование эффективно передает насыщенность происходящего и ритм. Это динамичная съемка, которая является одним из самых быстрых способов наведения камеры из точки А в точку Б. Пол Томас Андерсон часто применял эту съемку для скрытия склеек и поддержания темпа, одновременно увеличивая напряжение в сцене. Из всех его знаменитых приемов быстрое панорамирование является одним из самых популярных. Без сомнения, это визитная карточка Андерсона.
Вот отличное видео от BooneLovesVideo. В нем Бун рассказывает, как снять быстрое панорамирование тремя различными способами.
Одноточечная перспектива
Одноточечная перспектива присутствует в каждой из работ Стенли Кубрика. Уэс Андерсон продолжил традицию симметричных кадров, но Кубрик сделал эту технику мейнстримом. Именно с «Одиссеи» одноточечная перспектива входит в режиссерский набор Стенли и становится его самым известным приемом.
И еще немного одноточечной перспективы…
С тех пор, как Когонада опубликовал видео-эссе представленные выше, он стал режиссером своего собственного художественного фильма «Колумбус» 2017 года. Фильм получился блестящим. Когонада часто использует приемы других режиссеров, которые его вдохновили. Вот краткое видео, посвященное его фильму и вдохновителям.
Долгая сопровождающая съемка
Тонкая техника, которая иногда может остаться незамеченной, – это долгая сопровождающая съемка. Самым выдающимся современным кинорежиссером, применяющим эту технику, является Альфонсо Куарон. Его работа прекрасна, будь то космический полет в «Гравитации», или перемещения по охваченному хаосом миру в «Дитя человеческое». Съемка одним дублем – один из лучших способов погрузить аудиторию в фильм. Вот посмотрите, как Альфонсо Куарон использует этот прием.
Вот еще один хороший пример того, как эффективно выполнить долгую сопровождающую съемку.
Также съемка одним дублем, является часто используемым трюком Мартина Скорсезе. Оцените насколько легко такой подход позволяет переместить зрителя на площадку.
Превью: Andrej Lišakov
Читайте также:
10 документальных фильмов о креативности, которые можно бесплатно посмотреть на YouTube
Новая реальность кинематографа: главную роль в многомиллионном фильме сыграет ИИ-робот