fbpx

Кинематограф и экраны: как менялись технические возможности в киноиндустрии

Материал подготовлен при поддержке

Просмотр хорошего фильма на большом экране скрасит любой вечер. И не важно, коммерческий это кинотеатр или домашний. Сидя в мягких креслах или обложившись подушками на диване, мы вряд ли задумываемся, какой путь прошел кинематограф, прежде чем радовать нас объемными яркими изображениями, погружая в атмосферу магии кино.

Александр Думанский, менеджер по развитию проекционного бизнеса представительства «Epson Europe B.V.»

Мы попросили Александра рассказать об эволюции проекторов и их использовании. Предлагаем углубиться в историю техники кинематографа, совершив путешествие во времени от Античности до сегодняшнего дня.

С чего все началось

Предвестником кинематографа можно считать театр теней на Древнем Востоке, а началом его зарождения — эпоху Античности, когда изображение “проэктировали” на стену через узкое отверстие в стене напротив.

На основе этой технологии Леонардо да Винчи разработал прототип современного кинопроектора — так называемая “камера обскура”. Термин возник в XV веке, а уже в XVII он представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри и служил для проецирования изображений на вертикальный экран. Но изображение, полученное с помощью этой технологии, было статичным.

“Оживить” картинку удалось с помощью фенакистископа, который изобрели Майкл Фарадей и Макс Роджер. А в 1877 году Луи Дагер и Жозеф Ньепс изобрели хронофотографию, что позволило делать что-то вроде фото в движении. Благодаря последовательным фотографиям, которые быстро прокручивались, казалось, что рисунок двигается.

Первым же подобием киносеансов стал оптический театр, который Эмиле Рено изобретел в 1876 году – так называемый “покадровый кинематограф”. Через фонарь проводили пленку с кадрами, которые отображались на большом экране, а приглашенный актер озвучивал, то, что происходило по сюжету. Фильм состоял из нескольких коротких роликов, так как их невозможно было сделать длительными.

Читайте также:  Откровенное интервью с Альфредом Хичкоком

Рождение кинематографа

Непосредственным появлением кинематографа принято считать конец ХІХ века, а его основателями – Томаса Эдисона, Иосифа Тимченко и братьев Люмьер. Первый создал кинетоскоп, с помощью которого можно было через специальный окуляр разглядеть картинки в движении. Второй — камеру, которая снимает на вращающуюся пластинку, и проектор для просмотра фильмов. А третьи — синематограф, который предназначен как для съёмки, так и для показа движущегося изображения. Примечательно, что с помощью синематографа можно было осуществлять съёмку даже на улице и сразу же приготовить фильм к просмотру для целого зала.

28 декабря 1895 года в “Гранд Кафе” во Франции Братья Люмьер показали первые короткие фильмы, длительностью до одной минуты. Хотя сейчас принято считать, что в этот день показали фильм “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота”, но на самом деле снят он был только в 1896 году. С его помощью впервые удалось передать движение в перспективе, а съемки людей были показаны общим, средним и крупным планами. По техническим причинам показ кино со звуком в те времена был невозможным.

Звук, цвет и 3D

Устранить их удалось в середине 20-х годов прошлого века, когда появились усилители звуковых волн. Благодаря этому, в 1926 году Warner Brothers, Western Electric и Vitaphone Corporation выпустили первый немой фильм с музыкальным сопровождением под названием “Дон Жуан”. Первым звуковым фильмом стал “Певец джаза” (1927).

Придать красок кинофильмам смог режиссер Рубен Мамулян в 1935 году, который с помощью технологии техниколор создал цветной фильм “Бекки Шарп”. Но и до него братья Люмьер успешно “окрашивали” черно-белые кадры вручную.

Невероятно, но первый 3D фильм был создан в Германии еще в 1936 году, но он был затерян в архивах, поэтому принято считать, что данная технология изобретена в Голливуде в 1950-х годах.

Читайте также:  Как стать моушн дизайнером. Часть 01

Тогда же начали активно развиваться проекционные технологии и первыми были эпископические (проекция с источника в виде трехмерного предмета, например с книги) и диаскопические (проекция с 35-миллиметрового слайда) проекторы. В эпидиаскопических проекторах в качестве источника изображения используются прозрачная пленка с картинкой. В 70-80-х годах появились LCD (жидкокристалические) и DLP проекторы. Уже в конце 80-х появились цифровые проекционные панели и компьютерные проекторы. С помощью последних можно было как показать фильм или видео, так и использовать его для демонстрации презентации.

В 1989 году также появился первый в мире 3LCD видеопроектор Epson VPJ-700, который использовал 3 матрицы, вместо одной, что позволило получить более высокую яркость изображения. А переход от аналоговых технологий проецирования ознаменовался показом первого цифрового фильма в 1999 году на цифровом кинопроекторе Multiplex – это был фильм Джорджа Лукаса “Звездные войны: Эпизод I — Тайная угроза”.

Сегодня современные проекционные технологии шагнули далеко вперед. 3LCD проекторы усовершенствовались настолько, что имеют как высокую цветовую, так и световую яркость, естественно передают все цвета, а также являются максимально безопасными для зрения человека и не утомляют глаза. Это позволяет использовать их в различных целях, ранее недоступных даже нашему воображению.

Сегодня проекционные технологии используют не только в фильмах и кинотеатрах

Если раньше кино было чем-то необычным, а поход в кинотеатр — событием, то сейчас современные технологии позволяют обустроить свой кинотеатр дома. В зависимости от бюджета и наличия места в квартире это может быть как профессиональный проектор и звуковая система в специально обустроенной комнате, так и портативный проектор со встроенным звуком и плеером с возможностью проекции на светлую стену или потолок, который впишется в любую, даже, самую скромную квартиру. Второй вариант можно легко перемещать, в зависимости от ваших пожеланий, или, даже, взять с собой, ведь он компактный и достаточно легкий. Для домашнего кинотеатра сегодня используют и ультракороткофокусные проекторы, которые проецируют изображение, стоя вплотную к поверхности.

Читайте также:  Моушн Разбор. Часть 2. Разбор 3Д проекта

Кроме традиционного просмотра кинофильмов, проекционные технологии меняют также и походы в театр, на выставку и даже нашу повседневную жизнь. В Украине при помощи проекторов Львовский театр имени Леся Курбаса передает уникальную атмосферу пьес с помощью “цифровых декораций”. Искусство 3D-мепинга позволило увидеть Родину-Мать в вышиванке, а здания в центре Киева использовать как экран для шедевров проекции. Проекционные технологии стали частью экспозиций Музея Современного Искусства Одессы, а также оживляют выставки в Львовской национальной галереи искусств.

В Японии существует музей цифрового искусства MORI Building Digital Art Museum.

В Индии можно увидеть как Статуя Адийоги оживает и рассказывает свою историю, а в Лондоне 3D-мепинг создает будоражащую атмосферу на модных показах именитых дизайнеров. Иногда, можно даже не заметить, что, то, что находится перед тобой, — это на самом деле проекция, ведь она окружила нас в нашей повседневной жизни и даже стала ее частью.

Превью: Markus Spiske

Больше статей про кино:

Кейс: как снять документалку про доставщиков, которая изменит транспортную систему

Это главный тренд в кинопостерах или у дизайнеров закончились идеи?

Интервью: как создавались декорации для мира “Джокера”

Поделиться:

Про автора

Главред @ Say-Hi.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: