fbpx

Как свет способен рассказать историю: уличная фотография, кино и живопись 

Разукрасьте уличную фотографию ярким светом и у вас есть все шансы получить отличные снимки. А вот сделать красивое фото при плохом освещении очень сложно. Конечно, иногда даже при хорошем освещении бывают плохие снимки, но мы сейчас не об этом.

В статье собрано множество примеров из фотографии, живописи и кино, которые демонстрируют важность света. В разделе репортажной и уличной фотографии представлены работы Трента Парка из Magnum Photos. Этот выдающийся фотограф всегда уделяет особое внимание свету в кадре.

Но прежде всего, это конечно живопись, которая существовала задолго до появления фото и кинопленки. Изучая эту тему, обязательно стоит рассмотреть работы таких мастеров светотени как Рембранд и Караваджо. Обращали ли вы внимание на «качество» света в работах Де Кирико, который рисовал сцены, освещенные заходящим солнцем? Свет настолько важен потому, что он является решающим в любом изображении. К примеру, от освещения зависит оттенок, интенсивность цвета, направление, контраст и многие другие элементы изображения.

Свет в уличной фотографии и репортаже

Этот раздел посвящен уличной фотографии, но, это также касается и других жанров. Обратите внимание на потрясающие работы Трента Парка, австралийского фотографа, работающего на Magnum. Помимо эмоционального наполнения его черно-белые снимки отличаются высоким контрастом. Как вы можете видеть на следующих примерах, яркий свет является важной и обязательной составляющей фотографий Трента Паркса. Он может задействоваться для создания настроения или силуэтов, или же являться важным элементом сцены, как на самой последней фотографии Трента, размещенной ниже.

Трент Парк, Magnum Photos
Трент Парк, Magnum Photos
Тени и сюрреалистическая обстановка.
Трент Парк, Magnum Photos
Силуэты.
Трент Парк, Magnum Photos
Научная фантастика.
Трент Парк, Magnum Photos
Опять силуэты.
Трент Парк, Magnum Photos
Дождь и солнце в одно и тоже время.
Трент Парк, Magnum Photos
Одновременно мистика и сюрреализм.

Свет в кино

Следующий кадр взят из легендарного фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн». В этом конкретном случае свет используется не только для получения атмосферной сцены с потрясающим контрастом и силуэтами, у него есть своя собственная роль. По сути, свет является еще одним главным героем сцены, который символизирует «поиск истины».

Читайте также:  Объявлены победители 2018 National Geographic Photo Contest
«Гражданин Кейн» (режиссер Орсон Уэллс, 1941)

Любимый многими кинооператор Джон Олтон, известный своими черно-белыми фильмами в стиле нуар, тоже умел использовать язык света. Он очень искусно создавал интригу и таинственность в кадре с помощью светотени. Например, в таких нашумевших фильмах как: «Большой ансамбль», «Люди-Т», «Без компромиссов», «Он бродил по ночам».

«Он бродил по ночам» (Bryan Foy Productions)
«Он бродил по ночам» (Bryan Foy Productions)
«Он бродил по ночам» (Bryan Foy Productions)

Вот культовый кадр из финальной части «Большого ансамбля». Свет здесь используется для создания силуэтов в удивительно минималистичном и сюрреалистическом стиле. Также свет в заключительной сцене выражает напряжение и имеет большое значение в повествовании.

«Большой ансамбль» (Allied Artist)

Роджер Дикинс ― один из выдающихся кинооператоров, который отличился в создании силуэтов на фоне ярких цветов. Он является обладателем премии «Оскар» за фильмы «Бегущий по лезвию 2049» и «1917».

«1917» (Amblin Partners, DreamWorks Pictures, Neal Street Productions, New Republic Pictures)
«Бегущий по лезвию 2049» (Alcon Entertainment, Columbia Pictures, Bud Yorkin Productions, Torridon Films, 16:14 Entertainment, Scott Free Productions)
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (FordVirtual Studios, Plan B Entertainment, Scott Free Productions)
«Убийца» (Black Label Media, Thunder Road Pictures)

Это лишь некоторые примеры использования света для повествования в кино.

 

Свет в живописи

Одним из величайших примеров использования света в живописи является картина «Призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo). Этот шедевр был написан Караваджо. Сейчас картина находится в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.

До сих пор нет единого мнения, кто из изображенных на картине Матфей. Христос указывает рукой на кого-то, но мы не можем понять на кого именно. Некоторые думают, что это человек, сидящий за столом и указывающий на себя. Другие считают, что Матфей — это человек согнувшийся над деньгами, который еще не заметил, что обращаются к нему. Источник света находится в правом верхнем углу. Мы не знаем проходит свет через окно или стену. Это больше похоже на мистический свет, олицетворяющий божественную волю. Как и в знаменитом кадре «Гражданина Кейна», который вы наблюдали выше, в этой картине свет символизирует поиска истины. Свет, который освещая сцену способен рассказать историю.

Читайте также:  Интервью с режиссером и оператором Иваном Жербиным
Караваджо «Призвание апостола Матфея»

Невозможно говорить о свете в живописи без упоминания работ Рембрандта. Он был мастером техники контрастного сопоставления «Chiaroscuro». Используя эту технику масляной живописи, он рассказал не одну историю в своих картинах. Посмотрите, как искусно создан эффект драматизма и живости в следующей сцене.

Рембрандт «Христос во время шторма на море Галилейском»

Импрессионисты рисовали картины, пытаясь изобразить различные изменения и состояния света. Стоит заметить, что свет выступает одним из главных героев их картин. Знаменитым представителем этого направления является Моне. Ниже вы можете наблюдать две его известные картины.

Клод Моне «Стога»
Клод Моне «Прогулка»

Как обойтись без упоминания Винсента Ван Гога? Он использовал цвета и свет, чтобы выразить сильные эмоции и себя самого. Ван Гог был экспрессионистом, поэтому свет в его картинах неправдоподобный и даже немыслимый. Его основная задача была не воспроизведение реальности, а изображение своего внутреннего мира, мыслей и чувств.

Винсент Ван Гог «Сеятель»
Винсент Ван Гог «Ночная терраса кафе»

Говоря об экспрессионизме и свете, стоит вспомнить замечательный автопортрет с сигаретой, нарисованный Эдвардом Мунком. В этом произведении художник решил нарисовать источник света внизу, что придало картине драматизм и призрачность. Автопортрет производит необычное впечатление и завораживает своим контрастом. Особенный почерк художника узнается именно в использовании света. Необычная тень персонажа, присущая большинству работ Мунка, создает ощущение предзнаменования и угрозы.

Эдвард Мунк «Автопортрет с зажженной сигаретой»

Это лишь несколько примеров того, как с помощью света можно рассказать историю. Надеюсь, вы освоите этот инструмент и сможете творчески использовать язык света!

Читайте также:

 

Черно-белая фотография: как натренировать понимание тона и улучшить свои навыки

7 самых популярных и эффектных приемов культовых режиссеров

20 советов известных художников, которые выведут ваши скетчи на высший уровень

Источник

Поделиться:

Про автора

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: