Мы, люди, привыкли очень быстро реагировать и приспосабливаться к тому, что происходит перед нами. Скорее всего, это как-то относится к всем этим древним принципам вроде “бей или беги”. Ну, вы поняли – принцип “беги от волков, но сражайся за последний пончик”.
Но в современном мире такие быстрые суждения не несут ничего хорошего. Более того, они могут принести вред. Представьте: вы увидели человека, который немного отличается от вас. Да он же может быть самым приятным в мире, но вы уже сделали о нём выводы по своему первому впечатлению.
В кругах дизайнеров всё работает таким же образом. Невероятно легко посмотреть на чужую работу и назвать её дерьмовой. Но справедливо ли мы судим?
Великие неизвестные
Когда мы видим работу другого дизайнера, нам это нравится или нет. Это справедливо, ведь это наша первая подсознательная реакция. Но вы когда-нибудь думали, что сможете сделать это лучше?
Один из самых забавных примеров – выпуск новой операционной системы. Десятки дизайнеров расскажут вам, что всё плохо и работает не так. Возможно, вам даже попадутся такие, кто скажет, что разрабатывает “лучшую” версию и в скором времени покажет её миру.
И хотя я допускаю, что вы могли бы сделать ОС/сайт/приложение/логотип лучше, но есть одна проблема: у нас остаётся ещё всё много неизвестных данных об истории, стоящей за дизайном.
Особые требования клиента
Во-первых, мы не знаем ограничений, предъявляемых дизайнеру (-ам). Потребности, желания и мнения клиентов могут быть решающим фактором в определении конечного результата. Кроме того, выделенный бюджет и временные рамки также могут быть ограничены.
Цели проекта
Наряду с причудами клиента есть ещё и цели самого проекта. Конкретные цели часто требуют внимания к конкретным элементам. Это может означать, что меньше времени уделяется тем вещам, которые мы, дизайнеры, склонны замечать больше, чем широкая публика.
Опыт дизайнера и его подход
Не зная кого-то на личном уровне, мы не можем судить о том, на каком этапе карьеры он сейчас находится. Мы не знаем опыта этого дизайнера или его специализацию. Я, к примеру, дизайнер-самоучка. Это означает, что выбранный мною подход может кардинально отличаться от подхода людей, которые учились в школах дизайна.
Суть в том, что мы не знаем всех деталей. Вполне возможно, что вовлеченные люди действительно делали все возможное, учитывая обстоятельства. Или, возможно, они потерпели неудачу.
Дух соперничества
Еще одним важным фактором несправедливого суждения других дизайнеров является элемент конкуренции. Кажется, он вспыхивает особенно ярко, когда мы:
- Смотрим портфолио местных дизайнеров или дизайнеров из своей ниши;
- Продолжаем проект (например, сайт) другого дизайнера;
- Другой дизайнер продолжает нашу работу.
В таких ситуациях мы выносим вердикты очень быстро, частично из-за чувства опасности за свою шкуру или крупицу эго. Веб-дизайн – очень насыщенная индустрия, и естественно, что нужно выделяться. Конечно же, мы хотим выделить себя любимого среди других коллег.
Я видел это в своем собственном поведении. Были случаи, когда после наследования существующего сайта клиент жаловался мне на работу предыдущего дизайнера. Я присоединялся и хаял халтурщика на чём свет стоит, хотя понятия не имел, кто он такой и что сделал не так.
То же самое происходило и в обратном случае. Когда после меня кто-то делал редизайн сайта, я по умолчанию относился к нему “мда, как-то не очень”. По крайней мере, в моем собственном внутреннем монологе.
По прошествии времени я (к счастью) считаю, что делаю это все меньше и меньше. Конечно, я могу пожаловаться на то, что вот эта конкретная функция сделана криво, и как это осложнит мой день, если мне придется с ней работать. Но мелочные оценки исчезают.
Почему это вредно
Мой опыт говорит о том, что лучше избегать такого поведения. На первый взгляд это может показаться безобидным – особенно если вы не высказываете свои замечания вслух. Но есть несколько причин избегать этого:
Пустая трата времени
Если у вас хватает времени на то, чтобы пообсуждать кого-то другого, значит вы делаете что-то неверно. Найдите более продуктивные способы потратить свободное время.
Это может остановить ваш персональный рост
Никто из нас не знает все, что нужно знать о дизайне. Оставляя пренебрежительные комментарии о других, мы действуем так, как будто являемся авторитетом по этому вопросу. Но у всех нас есть вещи, которые нам еще предстоит изучить. Высокомерие – это препятствие на пути к самосовершенствованию.
Оно идет против духа сообщества дизайнеров
Как сообщество, мы все обмениваемся знаниями и помогаем коллегам-дизайнерам улучшаться. Злобная критика без попыток помочь идёт вразрез с этим кредо.
Суть в том, что ничего хорошего ваша пустая критика не принесёт – так зачем вообще тогда начинать?
Выбор остается за нами
Дизайн – это область, которая всегда должна оставаться открытой для критики. Но существует существенное различие между конструктивным и деструктивным способами просмотра и оценки чужой работы.
Конструктивный метод подразумевает, что мы изучим чужую работу и найдём в ней нечто полезное для себя, а также поможем и автору (если это возможно). Конструктив – это сравнение своего стиля со стилем другого дизайнера.
Выбор деструктивной формы критики – это больше о попытке поднять себя за счет кого-то другого. Даже если другой человек не узнает об этом, это всё равно аукнется вам – как минимум, такой подход выбивает вас из правильного настроения.
Самое замечательное заключается в том, что у всех нас есть выбор. Надеюсь, мы сделаем правильный.
Автор: Eric Karkovack
Читайте также:
7 привычек в графическом дизайне, от которых срочно нужно избавиться
Как нужно вести себя креативщикам, чтобы быть на высоте
Разблокировать креатив: советы от вице-президента Microsoft Design