На протяжении всей истории человечества у людей постоянно возникало искушение наделить музыку сверхъестественными возможностями. Сначала с ее помощью вызывали духов, затем совершенствовали людей, после – общались с Богом. Казалось бы, в наше время предположения о подобных функциях музыки должны были бы разбиться о крепкую стену скепсиса, но, похоже, иногда люди сами желают быть обманутыми.
В далеком 1993 году в журнале Nature была напечатана заметка об эксперименте двух ученых, которые взялись проверить, как музыка влияет на умственные способности человека. В исследовании участвовали четыре десятка студентов, которым ставили задачи сначала в полной тишине, затем под записанные звуки природы и, наконец, после прослушивания фортепианной сонаты ре мажор Моцарта. Выяснилось, что молодые люди чуть лучше справлялись с заданием после ознакомления с коротким отрывком произведения венского классика. Однако чудодейственный эффект длился всего несколько минут и затем испарялся.
Ученые все же зафиксировали результаты своего опыта и отправили их в авторитетный научный журнал. Заметка была подкреплена гипотезой о существовании структур мышления, идущих в обход речи, и активизирующихся в процессе прослушивания музыки. Причем не какого-нибудь хип-хопа, а произведений Моцарта. Сам композитор попал в поле зрения ученых из-за своего выдающегося таланта, который, видимо, автоматически наделил его музыку волшебными свойствами.
Впрочем, результаты эксперимента не заслужили статус открытия, так как ровным счетом ничего не доказывали, к тому же требовали повторных опытов. Но журналисты, падкие на разного рода сенсации, со свойственным им безответственным простодушием переврали заметку, превратив суть пустой эксперимент в настоящее научное открытие.
С легкой руки СМИ, музыка Моцарта стала доказано повышать уровень IQ слушателей.
Дальше – больше. Желтая пресса, и не думая обращаться за подтверждением к ученым, стала сама выдвигать гипотезы и выдумывать опыты с готовыми результатами. «Открытия» посыпались как из рога изобилия, один другого краше.
В стране возможностей глупо было не воспользоваться таким шансом. А потому некто Дон Кемпбелл поспешил на скорую руку облечь «эффект Моцарта» в сектантскую оболочку и начал делать деньги фактически из воздуха. Для успеха требовалось лишь применить проверенный временем рецепт: добавить к заветной идее добрую горсть второсортной эзотерики и не забыть пообещать новоиспеченным адептам все блага мира. Так и вышло. Кемпбелл опубликовал несколько книг, наштамповал сотни тысяч дисков с музыкой Моцарта, подарил журналистам несколько слезливых историй о чудесных исцелениях от тяжелых болезней и его идеи стали набирать популярность у высшей прослойки американских граждан.
Жажда наживы афериста привела к тому, что правительство США принялось бесплатно снабжать учебные заведения, больницы и государственные учреждения записями классической музыки. Моцарт по силе воздействия начал превосходить Иисуса – он мог лечить своей музыкой болезни, развивать должным образом плод в утробе матери, существенно повышать интеллектуальные возможности всех без исключения людей.
Тем временем, ученые уже успели несколько раз подряд опровергнуть первоначальную гипотезу своих коллег. После ряда экспериментов выяснилось, что на IQ испытуемых временно воздействуют любые немонотонные композиции. А затем исследователи и вовсе пришли к выводу, что музыка влияет только на настроение человека, ну а с его улучшением кратковременно и незначительно повышается коэффициент интеллекта. И ни намека на «эффект Моцарта».
Тем не менее, Дон Кемпбелл до сих пор остается влиятельным в США человеком, ведущим семинары в крупных компаниях и консультирующим первых лиц государства. Объяснить этот факт довольно сложно. Видимо, люди не желают уяснить для себя раз и навсегда, что для достижения совершенства в любой сфере необходимо прикладывать усилия. А танцы с бубном, прослушивание классики и посещение «развивающих» семинаров не заменят долгих часов упорного труда над собой. Увы, эти непреложные истины понятны далеко не каждому, что мы и увидели на примере “эффекта Моцарта”.
Читайте также:
Исследование: что влияет на наш музыкальный вкус