Как свидетельствует опыт, одна и та же музыка может восприниматься различными людьми неодинаково. Более того, один и тот же человек на протяжении всей своей жизни может несколько раз кардинально менять свое отношение к отдельным композиторам, исполнителям и произведениям. Обусловлено это особенностями музыкального восприятия, которое изучает относительно молодая научная дисциплина – музыкальная психология. Масштабными трофеями эта наука пока похвастаться не может, но вопросы, которые она ставит перед собой, не могут не вызывать интереса.
Почему одним людям нравится джаз, другим рок, а третьим «попса»? По какой причине, в хорошем настроении мы предпочитаем энергичную музыку, а в плохом – медленную и меланхоличную? И наконец, отчего слушать классическую музыку тяжелее, чем популярную? Будем честны – вопросы эти далеко не фундаментальные и не претендующие на радикальную смену нашей точки зрения на самое абстрактное из искусств. К слову, и сами ученые себе таких задач не ставят. Ответы на эти вопросы скорее должны помочь углубить наши знания о самих себе, а не расширить горизонты понимания сути музыки.
Музыкальный вкус зависит от событий в нашей жизни
В качестве вступления расскажем о довольно сомнительном, по причине малой выборки, исследовании российских психологов, результаты которого свидетельствуют о зависимости предпочтения жанров музыки от социального статуса и уровня образования опрошенных. Иными словами, ученые мужи твердо убеждены, что отстающие в обучении дети и подростки в большей мере рискуют оказаться в числе фанатов шансона, чем их достигшие успехов в учебе сверстники. Также была выявлена зависимость предпочтений детей от общественного положения их родителей.
Выводы не носят на себе печать оригинальности и не заслуживали бы нашего внимания, если бы не одна деталь.
В ходе исследования психологи подметили, что к агрессивной по своему содержанию музыке чаще всего обращаются дети, испытывающие определенные жизненные трудности: лишенные заботы родителей, обижаемые сверстниками или имеющие неразрешенные внутренние конфликты.
В свою очередь, классику и джаз выбирают в основном дети, растущие в благоприятной атмосфере. В первом случае музыка имеет функциональный характер – она играет роль катализатора психической разрядки от накопившихся негативных эмоций; во втором случае музыка ценна сама по себе.
Классика и джаз – музыка для аристократов?
Здесь уместно будет сделать небольшое отступление. Дело в том, что ещё в Средние века музыкальное искусство разделилось на два вида – народное и церковное. Первое было сугубо функциональным – оно служило аккомпанементом для торжеств, службы и прочих бытовых сторон жизни человека низших сословий. Второму, максимально обособленному от идей обыденных и потому понятных каждому, отдавали предпочтение представители духовенства и аристократии.
Гармония и композиция церковной музыки намерено строились так, чтобы не походить на «низшие» жанры, «не распалять чувства» и «не возбуждать страсти». Для ее понимания, в противоположность народному музыкальному творчеству, необходима была тишина, покой и внимание. Именно эта музыка, кстати, стала истоком западноевропейской классической музыки. И здесь можно провести параллель между восприятием «высоких» и «низких» жанров тысячу лет назад и в наше время. Несмотря на условность такого сопоставления, можно заметить, что и тогда и сейчас существовало два разных вида музыки – музыки, как незатейливого аккомпанемента знаковых моментов человеческой жизни, и музыки, как самоценного искусства.
Выходит, что у нас до сих пор есть выбор из тех самых «низких» и «высоких» направлений, и наши предпочтения целиком зависят от социальной среды, знаний и опыта.
Так ли это? Ведь XXI век тем и характерен, что мы медленно, но верно избавляемся от предрассудков и потому более открыты всему новому. И, тем не менее, что-то ведь заставляет нас слушать классическую музыку, в то время как в нашей культурной копилке собралось бесчисленное количество простейших композиций на все случаи жизни, прослушивание которых не требует от человека и намека на усилие.
Не является ли расход энергии, затраченной на трудоемкий анализ крупных форм, банальным проявлением снобизма?
Ученые попытались ответить и на этот вопрос.
Как характер влияет на выбор музыки?
В коре головного мозга человека проходят сложные электрические процессы, главной характеристикой которых является частота и амплитуда. Иными словами, мозг имеет собственный ритм работы.
Высокая амплитуда ритма преобладает у людей с сильным типом нервной системы (холериков и сангвиников): активных, уравновешенных и уверенных в себе. У людей со слабым типом нервной системы (флегматиков и меланхоликов), главными свойствами которой являются высокая чувствительность, сочетающаяся со слабой динамикой процессов, чаще регистрируется низкая амплитуда ритма. Холерики и сангвиники, как правило, чужды монотонным видам деятельности, а флегматики и меланхолики, в свою очередь, тяжело переносят работу, требующую быстрого переключения внимания. То есть, холерик вряд ли сможет без ущерба для собственного здоровья заниматься рутинной бумажной работой, точно так же, как у меланхолика меньше шансов стать ведущим телевизионного шоу или летчиком.
Нетрудно догадаться, что люди с сильным типом нервной системы будут чаще предпочитать музыку в высоком темпе и не требующую исключительной концентрации внимания (рок и прочие популярные жанры). Счастливые и не очень обладатели слабого типа смогут в течение длительного времени следить за развитием мелодии и гармонии (в классике и джазе), не испытывая дискомфорта и даже получая от процесса удовольствие. Точно так же в приподнятом настроении флегматики могут порадоваться жизни под гитарные запилы, а сангвиники в печали усугубить свое положение прослушиванием «Реквиема» Моцарта.
То есть, наши музыкальные предпочтения находятся в прямой зависимости, помимо всего прочего, и от биоритмов нашего мозга.
Еще одна любопытная особенность – темп, метр и характер звучащего произведения могут влиять на амплитуду ритма головного мозга. Подвижная и светлая музыка может повышать амплитуду, а медленная и мрачная – понижать. При этом биоритмы легче подстраиваются под особенности звучащей композиции у людей со слабым типом нервной системы – флегматики и меланхолики способны глубже проникать в сущность произведения.
Исходя из этих наблюдений, ученые даже предположили, что особые состояния и настроения у детей можно вызывать различными видами музыки. Таким образом, не исключено, что удачное сочетание рока и классики, джаза и электронной музыки сумеет помочь чадам настроиться в отдельные моменты жизни на нужный лад, а в более глобальном смысле – поспособствовать полноценному раскрытию потенциала ребенка. К тому же, данное наблюдение снимает с почитателей классики обвинение в снобизме и в определенной степени служит доказательством тому, что для людей важны все без исключения жанры и направления музыкального искусства.
Этими выводами достижения ученых не исчерпываются, однако все остальные исследования носят узкоспециальный характер и, скорее всего, не вызовут особый интерес у широкой публики. А потому, самое время подвести итог всему, о чем мы вели речь выше.
Музыкальное восприятие – вещь непростая, зависящая от многих факторов. Наука располагает только абсолютным минимумом знаний о процессах, психических и физиологических, сопровождающих прослушивание музыкальных композиций. И, тем не менее, ученые убеждены, что каждый из жанров и стилей музыки самодостаточен и вызван к жизни необходимостью.
За каждым из самых плохих произведений скрывается уникальные по своей природе человеческие переживания, особый, индивидуальный отклик на действительность. И потому возвышать одни направления музыки в ущерб другим – значит отказываться от нового опыта, который способен помочь глубже понять себя и окружающий мир.
Как мы уже заметили ранее, трофеи новой науки не так уж значительны, как нам, может быть, того хотелось бы. Однако за вопросами, которые она ставит перед собой, кроется нечто большее, чем праздный интерес. Это нечто сулит нам, пусть и в далекой перспективе, преодоление существенного этапа в процессе самопознания. Нынешние же выводы ученых свидетельствуют об одном – не стоит пренебрегать новым музыкальным опытом, так как он может сыграть решающую роль в нашем становлении как личности. Достижение не Бог весть какое, но, способное положительным образом переменить взгляды человека не только на музыку, но и на всю его жизнь целиком. А чего большего можно требовать от науки?
Читайте также:
Как сформировать музыкальный вкус