Что может быть красивее фотографий, освещенных природным светом? Тем более, если это свет от заката или рассвета. Но для съемки таких фото тоже есть своя техника и нюансы . Давайте их рассмотрим.
Режимное время и его фазы
Продолжительность заката небольшая – это всего пара минут, которые есть частью “режимного времени” – времени, когда свет не резкий и удачный для съемки с естественным освещением. В данный момент говорим о закатах (с рассветами всё тоже самое, только в обратном порядке)
Основные фазы
Полдневный свет. Он белый и жестковатый. По мере приближения солнца к горизонту, его лучам доводится пробивать всё больший слой атмосферы, от этого свет становится мягче, рассеянней. Режимное время – это тот момент, когда свет кардинально меняет свою температуру по сравнению с полуднем. Это несколько часов до захода солнца. Такое время идеально подходит для сюжетов, когда главный объект освещён со стороны, так как свет в эти моменты ещё достаточно яркий и позволяет снимать без штатива. Вот пример такого фото:
Оранжевый свет. Это следующая фаза, когда свет становится всё теплее, от оранжевого до красного. А потом солнце и вовсе прячется, но именно в тот момент, зайдя за горизонт, оно подсвечивает облака. Это время съёмки в контровом свете, когда свет находится позади объекта, и камера направлена туда, где зашло солнце. Пример:
После самого заката наступают сумерки, и это время, как правило, ничем не примечательно. Света немного, и выдержка доходит до нескольких секунд, так что съемка без штатива невозможна. Но подождите ещё минутку, не уходите! Посмотрите на небо – оно становится фиолетовым, а если совместить это с затихшей водой в озере или море – сюжет выйдет превосходный.
Подготовьтесь заранее
Как и любая другая, съемка в режимное время тоже должна быть продумана и подготовлена заранее. Как это можно сделать? Найдите выбранный объект и его фотографии в интернете или погуляйте возле него – присмотритесь. Например, вы захотели сфотографировать в режимное время московский Кремль. Обойдя его со всех сторон, вы для поняли – лучший ракурс из Патриаршего моста.
После того, как выбрана точка съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, подходит ли эта точка для съёмки в режимное время. Ищем Патриарший мост на карте и ставим на него маркер. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:
Согласно программе, направление на восход нашего светила приблизительно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. Закат буде совсем в другой стороне, поэтому с моста его видно не будет.
В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. В данном случае солнце восходит в 5:46.
Лучший снимок получится, если облака уже подсвечиваются восходящим солнцем, а подсветку Кремля ещё не выключили.
Равновесие
Эта тема особенно актуальна, если вы снимаете в городе. Так как в городе очень много источников света – окна, фонари, фары… И когда солнце гаснет, они становятся всё ярче. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия – оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, 5-10 минут.
Важные моменты и особенности
Штатив, он очень важен для резкого снимка. Особенность режимного времени – малое количества света и длинная выдержка.
Главная проблема при съёмке в режимное время — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой картинки. ДД зависит от направления съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Новые фотоаппараты, как правило, устраняют проблему с ДД сцены при съёмке сюжетов с боковым освещением. Правда, для этого нужен формат RAW и умение точно выставлять экспозицию.
Ручной режим (М). При неправильном определении экспозиции, даже снимая в RAW, мы можем получить много недосветов или пересветов или и то, и другое вместе.
И напоследок, не забывайте про композицию! Съёмка закатов и рассветов не выделяется по композиции чем-то особенным, тут действуют все классические правила.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Фотография: как правильно выбрать выдержку