Анри Матисс: как стать мастером своего дела

В начале 20-го века француз тридцати с хвостиком лет по имени Анри Матисс шокировал парижский мир искусства картиной «Женщина в шляпе» (1905). Использование им невероятно выразительных цветов для изображения объекта – бирюзового для лица, оранжевого для шеи, розового и голубого для рук – не имело никакого смысла, оставляя зрителей и критиков почесывать в недоумении свои головы.

Но для Матисса, который использовал такие странные, яркие цвета, чтобы показать не то, что он видел, а то, что чувствовал, этот выбор имел смысл. Такой подход привел к развитию фовизма – одного из первых современных течений в искусстве, и укрепил место Матисса как одного из величайших художников в истории современного искусства.

Между его ранними лекциями в роли учителя искусств, разнообразными интервью с журналистами, письмами с членами семьи и общими размышлениями об искусстве, Матисс писал десятки текстов с размышлениями о том, что же означает быть настоящим творцом. Мы выбрали четыре основные темы из записей Матисса – начиная от того, как бороться с творческим блоком и заканчивая советами для преодоления неблагоприятной обстановки.

Урок №1. Освойте основы, лишь после этого начинайте себя выражать

Анри Матисс, «Женщина в шляпе», 1905 Музей современного искусства Сан-Франциско
Анри Матисс, «Интерьер с египетской шторой», 1948 Музей изящных искусств в Бостоне

 

Проще говоря, мантра номер один Матисса, связанная с творчеством, которая существенным образом подчеркивает каждый его творческий выбор, может называться «выразительность – это самое важное». По его собственным словам (в 1908 году):

«Выразительность во всем строе моей картины; место, занимаемое предметами, промежутки между ними, их соотношения — вот что имеет значение».

Он стремился «выразить свет – не как физический феномен, а как единственный свет, который действительно существует – в мозге художника», писал он в 1945-м году. Хотя Матисс и смог достичь этого важнейшего выражения себя, он верил, что до того, как другой художник сможет сделать то же самое, вначале он должен выучить основы рисунка – композицию, линии действия и тому подобное – и хорошо разбираться в мастерах.

Когда Матисс был студентом, он посещал Лувр, чтобы копировать работы таких мастеров, как Рафаэль, Никола Пуссен и Аннибале Карраччи; так ему сказал сделать его учитель – Гюстав Моро.

«Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась», – писал Матисс в 1935-м году. – «Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и вскоре имя его будет забыто».

Действительно, в классе, который он начал вести в 1908-м году в разгар своего периода фаворитизма, Матисс решил научить своих подопечных тому, как рисовать реалистично, «как в начале должен делать каждый студент», к большому огорчению многих учеников. Они предвкушали работу с выразительностью, с которой тогда работал сам Матисс. Позже он сравнил этот период художественного обучения с акробатом, «который выполняет свой номер с легкостью и гибкостью. Давайте не будем упускать из виду длительную подготовку, которая позволила ему достичь такого результата», – писал Матисс в 1945-м году. – «Так же и с картинами».

Урок №2. Придумайте собственные правила

 

Анри Матисс у себя дома. Фото Анри Картье-Брессон. Ванс, Франция, 1944

С раннего возраста Матисс был бунтарем. В 1892 году он бросил школу и начал рисовать. Вскоре после этого он отказался от своих занятий, которые вели традиционные академические художники и заставляли его рисовать классические натюрморты и пейзажи. В 1898 году после того, как его представили Импрессионизму, Матисс решил на протяжении года рисовать то, что ему хотелось.

«Я работал на себя. Я был спасен», – говорил он позже в том году. – «Вскоре любовь к материалам пришла ко мне сама по себе, словно откровение. Я почувствовал внутри себя страсть к Цвету».

Эта «страсть к Цвету», конечно же, превратилась в фовизм. Вместе с Андре Дереном, Морисом де Фламинком и другими художниками Матисс бесстрашно применял яркие пигменты для своих пейзажей и портретов, получая негативные реакции от мира искусства до своей первой выставки работ – сначала в 1905 году в «Осеннем салоне» в Париже, а после в 1913 году на Арсенальной выставке в Нью-Йорке и Чикаго (одна из американских газет использовала заголовок «Анри Матисс виноват в каждом художественном грехе в календаре».)

Несмотря на отрицательную реакцию, Матисс придерживался своего мнения. В 1912-м году на вопрос о том, почему он нарисовал на холсте голубые томаты, он сказал: «Потому, что я так их вижу, и я ничего не могу поделать с тем, что другие не видят так же».

Матисс продолжал поражать своей оригинальностью на протяжении своей карьеры, особенно в использовании цвета. Например, в отличие от большинства импрессионистов, за которыми он и его сверстники следовали, он часто использовал черную краску для своих полотен.

В своего оригинальной книге заметок и размышлений «Джаз», которая вышла в 1947 году, Матисс призывал всех к уничтожению всех художественных приемов:

«Новая картина должна быть уникальной… Художник должен призвать всю свою энергию, искренность и величайшую скромность, чтобы разрушить старые клише, которые так легко попадаются под руку во время работы».

Урок №3. Окружайте себя вещами, которые любите – они будут вас вдохновлять

 

 

Анри Матисс «Большая голова», 1949
Американская федерация искусств
Анри Матисс «Голубая обнаженная», 1907
Фонд Бейелер

Рабочие пространства Матисса были сродни потусторонним сновидениям, пульсирующим от удовольствия.

«Здесь и там», – так в 1952-году описывал студию художника в Ницце историк и теоретик искусства Жорж Саль, – «[работа Матисса] находит отражение в мраморе, в позолоченной древесине, в фаянсе, в восточных тканях – целая лавка сувениров для повседневной магии: инструмент фантастической лаборатории наглядной алхимии».

Действительно, как в Ницце, так и в южном французском городе Ванс (в котором он имел свою виллу «La Rêve», что переводится как «Мечта»), Матисс постоянно находился рядом со своей «рабочей библиотекой» – огромным складом керамики, текстиля, статуэток, растений, птиц и других предметов, которые вызывали у него восторг. Они не только были визуально привлекательными, но и служили темами для его работ – пожалуй, одна из причин, почему он редко сталкивался с творческим блоком во время своей плодотворной пятидесятилетней карьеры.

«Предмет – это актер», – однажды сказал он. – «Хороший актер может играть в десяти разных пьесах; предмет может исполнять разную роль на десяти разных картинах».

Среди любимых предметов Матисса была бирюзовая выдувная ваза из Испании; оловянный кувшин с гравировкой и горшок шоколадного цвета, оба из Франции; шторы из северной Африки и занавески, известные как хаитис (которые, скорее всего, напоминали художнику о его молодости во французском городке, который занимался изготовлением текстиля) и растение филодендрон, особенно его вид Монстера деликатесная. Это тропическое растение, на листьях которого появляются зияющие круги, когда оно созревает, что служит причиной его прозвища – «швейцарский сыр». В начале 1930-х годов оно появляется на некоторых картинах Матисса. Похоже, что его уникальный внешний вид вдохновил художника на несколько более поздних цветочных работ, таких как «Венок» (1953) и «Попугай и русалка» (1952).

Урок №4. Не позволяйте чему-либо удерживать вас от творчества

Клиффорд Коффин /Condé Nast «Getty Images»

 

В январе 1941-го года 72-летний Матисс вернулся после посещения врача со зловещим диагнозом – рак двенадцатиперстной кишки. Хотя операция по удалению редкого кишечного рака спасла его жизнь, пожилой художник едва не умер от осложнений. Из-за них ему пришлось провести последние годы в постели или же в инвалидном кресле.

Но вместо того, чтобы позволить болезни поставить крест на его творческом проявлении, Матисс разглядел в этом возможность нового начала. Он реорганизовал свою спальню так, чтобы все, что требовалось для работы над картинами, было в пределах досягаемости: прикроватная тумбочка с ящичками, где хранились художественные принадлежности; вращающийся книжный шкаф с классической литературой и словарями, и деревянная доска на его коленях, на которой он рисовал скетчи и создавал скульптуры. Для того, чтобы работать над картинами и большими рисунками Матисс привязывал кисть или куски древесного углы к краю длинной палки, что позволяло ему дотянуться до мольберта на краю его кровати.

Даже тогда, когда его физическое состояние ухудшалось, заставив его, в конечно итоге, отказаться от рисования, Матисс продолжал творить в стиле аппликаций – техники резки бумаги, о которой он впервые узнал в предыдущем десятилетии. Теперь у художника были предварительно разукрашенные гуашью кусочки бумаги, из которых он вырезал разные формы и наклеивал их на бумагу, пока находился в постели. Это позволило художнику создавать искусство в более монументальном масштабе, чем раньше, несмотря на его ограниченность в передвижениях. Некоторые работы, такие как «Бассейн» (1952) достигают в ширину почти 16,5 метров.

В письмах к своему сыну Пьеру старший Матисс писал о своем неожиданном творческом всплеске после операции.

«Я все еще здесь. Я сконцентрирован на одном – на своей работе, ради которой я живу», – писал он. – «С точки зрения моего психического равновесия моя операция была довольно-таки необычной. Она дала мне новое равновесие. Она привела в порядок мои идеи. Она дала мне вторую жизнь».

Источник: Artsy

Перевод: Анна Кельман

 Читайте также:

Как творческому запустить успешный проект на Kickstarter

Как говорить о своих работах: 6 советов для художников

Кейс: как создавалась айдентика легендарного театра «Глобус»

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ