fbpx

Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены

Умение правильно рисовать перспективу может кардинально изменить конечный результат и весь процесс рисования. Будь то традиционное рисование карандашом на бумаге или рисование с использованием графического планшета. Даже самые простые сцены, вне зависимости от опыта художника, следует создавать, сначала начертив линии горизонта и точки схода. Это те основы, которые большинство людей изучают на уроках рисования.

Кому-то это может показаться странным или слишком сложным, ведь намного проще и быстрее смоделировать базовую версию сцены с помощью программ для трехмерного моделирования. Но когда вы чертите перспективу вручную, это делает рисунок более гибким и индивидуальным.  Следуя этим правилам и слегка отклоняясь от них, вы обогащаете повествовательную композицию изображения, добавляя глубину, драматичность и атмосферу.

В этой статье мы поговорим как про одноточечную перспективу, так и про двухточечную. Также вы узнаете про некоторые методы, которые я использую чаще всего.

1. Размещение линии горизонта

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Наиважнейшим решением является размещение линии горизонта относительно важных персонажей и элементов. Таких как мебель или здания в сцене. Полезно помнить, что горизонт находится на том же уровне, что и предполагаемый глаз зрителя.

Когда вы помещаете линию горизонта над персонажами, у зрителя создается впечатление, что он находится на более высоком уровне. Скажем, смотрит на сцену со ступенек или платформы. Если мы представим, что наш зритель стоит на той же поверхности, что и другие персонажи сцены, то головы персонажей также будут размещены на линии горизонта, за исключением очень высоких или низких персонажей.

Если линия горизонта низкая, а персонажи расположены высоко над горизонтом, то это выглядит так, будто зритель стоит внизу ступенек той же платформы. В своем графическом романе «Квадратные глаза» я часто размещала линию горизонта либо очень низко, либо очень высоко. Мне кажется такое размещение соответствует настроению книги, в которой главная героиня часто смущена и дезориентирована нависающим и давящим окружением.

Читайте также:  Учимся создавать классическую 2D анимацию. Основы, принципы, уроки.

2. Используйте одноточечную перспективу

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

На изображении выше показана одноточечная перспектива с линией горизонта, расположенной внизу кадра. При этом линия горизонта находится наравне с силуэтами, что отлично подчеркивает невероятные размеры этих зданий.

В одноточечной перспективе горизонтальные линии на любой плоскости, перпендикулярной точке обзора, пересекаются к точке схода, расположенной на линии горизонта. Обычно я стараюсь не помещать точку схода прямо в середину прорисовываемого пространства. Поскольку такая перспектива создает слишком много симметрии. И в таком случае композиция будет слишком статичной и немного неестественной. И все же иногда это может создать правильную атмосферу вашей сцены.

3. Создание двухточечной перспективы

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

В этом примере двухточечной перспективы обе точки схода выходят за рамки рисунка, а линия горизонта находится в центре изображения. Такая перспектива создает ощущение естественности и отсутствия напряжения в сцене.

При рисовании двухточечной перспективы я всегда размещаю одну или обе точки схода за гранями рисунка. Иначе, когда левая и правая точки схода находятся внутри кадра, создаются резкие углы перспективы. Поэтому нарисованные объекты могут выглядеть странно растянутыми. Собственно, так и происходит в большинстве случаев. Но, так как я хочу получить более естественное поле зрения, я размещаю точки схода таким образом, чтобы они создавали хороший баланс между драмой и реализмом.

4. Повышайте свое мастерство, используя полезные инструменты

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

У меня есть множество линеек, сделанных собственноручно, которые я использую для создания традиционных рисунков на бумаге. Самые простые из них поворачиваются на канцелярской кнопке, которая выступает в качестве точки схода. Это позволяет быстро перемещать линейку по странице, не переживая о том, что линии могут не сойтись в одну точку. Этот инструмент можно использовать с таким количеством линий и точек схода, которое требуется. Я обычно использую одну или две одновременно.

Читайте также:  Рисуем пейзаж акварелью

Изображение выше демонстрирует двухточечную перспективу с низкой линией горизонта и точкой схода, размещенной далеко за границами. Такой чертеж лучше передает расстояние и масштаб объектов. Не всегда под рукой есть достаточно длинная линейка или широкий стол, позволяющий соединить линии в точке схода. Но вам не обойтись без специальной линейки, которая будет надежно вращаться вокруг точки соединения.

5. Погружение в цифровые инструменты

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Когда я работаю в Photoshop мне не совсем удобно соединять линии перспективы в одной точке за пределами сцены. Для этого приходится расширять холст, и в целом это немного проблематично. Поэтому я добавляю базовую квадратную сетку для навигации, которую я подгоняю к основным линиям перспективы с помощью программного инструмента Наклон (Редактирование/Свободное трансформирование/Наклон). Обычно это дает достаточно возможностей, чтобы более детально нарисовать линии, даже если они не попадают точно на линию сетки.

Цифровое рисование также позволяет сэкономить вам время. Особенно при рисовании повторяющихся элементов в перспективе – например, здание, в котором много окон одинакового размера и формы. Вот мой способ рисования повторяющихся элементов. Сначала нарисуйте одно окно и сохраните файл, назвав его «Окно». Затем создайте новый документ, перейдите в Файл/Поместить связанные и выберите файл «Окно». Добавьте столько окон, сколько вам нужно, расположив их в соответствии с фасадом здания. Затем сохраните файл как «Фасад 1».

Далее создайте новый документ и поместите связанный файл Фасад 1. Теперь вы можете наклонить фасад в нужную вам перспективу без необходимости рисовать все окна по отдельности. Кроме того, если вы внесете изменения в файл «Окно», все копии также будут обновлены в перспективе. Теперь, свяжите файл фасада и наклоните его в соответствии с перспективой сцены.

Читайте также:  10 современных художников, известных всему миру

6. Научитесь принимать свои ошибки

(Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Я использую программное обеспечение для 3D-моделирования только когда требуется какая-то необычайно сложная форма. Отчасти потому, что я получаю удовольствие от технических аспектов рисования. Также помимо гибкости, которую дает рисование перспективы вручную, остается возможность допуска незначительных ошибок. Я уверена, что в этих ошибках есть нечто большее. Так рисунок получается более человечным и уникальным.

Я чувствую, что присущие мне ошибки делают рисунок особенным. Ведь чем более близок чертеж к совершенству, тем меньше видна рука человека и менее индивидуален рисунок. Поэтому, хоть это и не легкий процесс все же стоит вложить в него частичку себя и делать чертеж вручную.

Окончательный вариант изображения, основанный на рисунке с начерченной перспективой выше (Изображение предоставлено: © Анной Милль)

Читайте также:

Подробное руководство: как правильно работать с контрастом в рисунке

Техники затенения карандашом: 5 советов от экспертов

Рисунок в перспективе: важные советы

 

Источник

Поделиться:

Про автора

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: