Когда дело доходит до того, какой стиль искусства должен появляться в больницах, психологи предполагают, что фигуративные работы были более полезны для пациентов, чем абстрактные. Однако в последнее время эта точка зрения ставится под сомнение исследователем Стином Марией Лоуринг Нильсен и профессором Майклом Финбарром Маллинсом из Ольборгского университета в Дании. Их исследование показало, что, несмотря на предыдущие мнения, абстрактное искусство также оказывает положительное влияние на состояние и вдохновляет на созерцание и размышление.
Фигуративное искусство в прошлом использовалось в больницах из-за нескольких психологических теорий, предполагающих, что пациенты должны думать о чем угодно, кроме пребывания в больнице. Например, считается, что отвлечение снижает уровень боли и уменьшает приступы. Кроме того, люди с рождения склонны к изображениям природы, которые обычно не изобилуют в пространстве больницы.
Кроме того, теория, известная как «эмоциональное соответствие», предполагает, что госпитализированные будут интерпретировать и реагировать на искусство через линзу стресса или тревоги, если эти картины не несут положительные образы.
Поэтому есть смысл в том, что люди, ответственные за картины в больницы, выбирают яркие и жизнерадостные деревенские пейзажи. Изображение служит отвлечением от больницы и напоминает пациентам, что они всё ещё связаны с внешним миром. Предыдущие исследования утверждают, что абстрактное искусство допускает больше вариаций видений и, в худшем варианте, может привести к негативным мыслям.
Выводы Нильсена показывают, что реальность гораздо сложнее. Антрополог Нильсен хотела применить больше этнографических методов, чтобы исследовать «что на самом деле происходит» в больницах. С этой целью она проводила свои исследования в больницах, а не в лаборатории, и общалась с пациентами, чтобы понять, как они воспринимают присутствие искусства вокруг себя.
В одном из исследований, проведенном в 2015 году, Нильсен начала с того, что попросила примерно 100 пациентов оценить 20 произведений разных стилей, которые были преимущественно фигуративными. Четыре самых любимых произведения и одна наименее любимая работа были заимствованы из музея и висели в пяти отдельных больничных «комнатах отдыха» в разных палатах.
Сначала команда Нильсен опросила пациентов, как им нравятся комнаты, когда в них не было картин, а затем уже с картиной. Она спрашивала пациентов, что они там делают, с кем разговаривают, и другие подобные вопросы. Исследование показало, что произведение искусства влияло на то, как люди взаимодействовали с комнатой. Например, если работа была яркой, у людей были более позитивные чувства в отношении пространства.
Исследователи хотели посмотреть, как эти результаты связаны с тем, была ли работа абстрактной или фигуративной. Во втором исследовании Нильсен показывала пациентам 10 репродукций известных художников – среди них, например, Марк Ротко и Казимир Малевич – для этого работы поместили в комнатах пациентов.
Спустя месяц она поговорила с 68 пациентами, узнавая их ощущения. В тематическом исследовании было показано, что абстрактные картины могут вдохновлять позитивное мышление о пространстве больницы и эмоциональном созерцании на личном уровне способами, которые немного отличаются от эффектов образных работ. В целом, однако, пациенты имели положительную реакцию на произведения искусства, независимо от стиля.
«Искусство и самочувствие не были в значительной степени связаны с тем, что произведение было образным или абстрактным», – пишут Нильсен и Маллинс в своей статье об исследовании. «Таким образом, представление о том, что двусмысленность абстрактного искусства в целом приводит к стрессовым последствиям, было подвергнуто сомнению этими выводами».
Более того, изучение искусства открывало ещё один новый элемент для пациентов – обсуждение с другими пациентами. Это очень важно, по мнению Нильсен, ведь в больницах личность подавляется (не специально): выдаётся одинаковая одежда, еда, кровати и т.д. Искусство – как абстрактное, так и образное – казалось, противодействовало этому, побуждая думать за пределами непосредственного состояния пациентов.
Из 10 работ только одна была образной (пшеничное поле Клода Моне). В тематическом исследовании было показано, что фигуративная живопись принесла пользу, которую ожидали психологи. Пациенты испытывали позитивные мысли и чувства после просмотра фигуративного образа. Одному пациенту она напоминала о летнем домике. Но «он остановился на этом», – сказал Нильсен. «Абстрактное искусство открыло еще несколько слоев».
Даже Джексон Поллок с его темными цветами, которого Нильсен опасалась включать в исследование, вызвал пристальный интерес и созерцание; пациенты рассказывали, как рассматривание этой картины позволило им собрать свои мысли. Необходимо провести больше исследований о связи между художественными работами и медицинским восстановлением в больницах.
Но пока точно ясно: если вы в больнице, лучше смотреть на картину, чем на пустую стену.
Источник: artsy.net
Читайте также:
Работы Малевича послужили основой туристической айдентики России