Ивана Светличного и арт-группу SVITER ассоциируют с искусством новых медиа. Хотя Иван по специальности скульптор, а участники SVITERа – Макс Роботов и Лера Полянскова – инженер и театровед, это не мешает создавать впечатляющие художественные проекты. Кроме того, ребята также основали студию медиа искусства Photinus School.
О творческих достижениях, ярких проектах и планах художники поделились с редакцией «Сей-Хай».
– Что побудило вас, участников творческой коллаборации, обратится к аудиовизуальным средствам самовыражения?
Макс: Мы с Лерой пришли в искусство новых медиа из музыкальной формации SVITER. А коллаборация с Иваном Светличным, скульптором и автором световых инсталляций, возникла позже – после опыта концертов и записи первого альбома. Когда Иван задумался о работе со звуком и обратился к нам за советом. Примерно в то же время я и Лера поняли, что рамки музыкальной группы нас ограничивают, именно Иван помог нам «развернуться» в направлении современного искусства, которое позволяет не ограничивать себя какой-то одной дисциплиной и применять любой творческий инструментарий.
– Как формировались ваши совместные проекты с Иваном, менялся ли с течением времени стиль работ и применяемые художественные техники?
Макс: Мы достаточно быстро поняли, что нас интересует и в каком направлении мы хотим двигаться. А у Ивана с самого начала был свой вектор, линия, которую он исследует как в собственном творчестве, так и в коллаборации с нами. Очень кратко ее можно охарактеризовать как поиск нового художественного языка, в котором искусство является пространством для формирования сознания зрителя.
Мы с Лерой с юности сторонники научной фантастики и футурологии. Время от времени наши интересы и Ивана пересекаются – и тогда возникают совместные проекты. Инструменты цифровых технологий пока нам интереснее из-за своей универсальности, мобильности. Но все зависит от конкретного проекта, от идеи.
– К участию в 57-й Венецианской биеннале (Украинский павильон, 2017) привел художественный проект «VERBATIX», который впоследствии экспонировался в Берлине (Transmediale Vorspel, 2018). Чем берлинский показ отличается от «венецианского»?
Макс: Ситуация была скорее обратная, проект «VERBATIX» возник как рефлексия к кураторской концепции. В павильоне проект был представлен только в звуковом формате. Одной из задач было исключение визуальной составляющей в пространстве выставочного павильона. В то же время благодаря определенным звуковым решением эта работа стала олицетворением всего Украинского павильона на 57-й Венецианской биеннале.
А позже, в Берлине, наш проект экспонировался в отдельной галерее, где смогли показать его в полной мере – как генеративную аудиовизуальную инсталляцию с применением, кроме звука, проекций и VR.
– Как с годами менялся инструментарий совместных работ, чем это обусловлено и какую аудиовизуальную технику применяете для создания образов, которые резонируют с людьми, сближают художника с посетителями с арт-галереей, позволяя быть с ними на одной волне?
Макс: В одном интервью 2000-х годов Рэя Брэдбери спросили, почему не осуществились его ожидания, почему люди до сих пор живут только на Земле. Он ответил, что вместо того, чтобы развивать науку, изучать космос, люди хотят пить пиво и смотреть сериалы…
Мы – своего рода идеалисты, ищем в новых технологиях возможность творить с их помощью будущее. То же искусство, которое представляли, читая в детстве научную фантастику. Считаем, что цифровые технологии или их синтез с классическими техниками и материалами – самое интересное направление на данном этапе. Потому что, с одной стороны, оно позволяет воплотить актуальные научные и технологические разработки, работать с робототехникой, нейронными сетями и крупными массивами данных. А с другой – это аттрактивный и понятный язык для зрителей. То есть то, что позволяет говорить на любые темы, задавать любые вопросы.
– Ваша группа SVITER вместе с Иваном Светличным создали экспозиционное пространство Shuhliada – платформа для независимых художников и кураторов. А какие проекты сейчас готовите к экспонированию?
Лера: Сейчас проходит выставка Алексея Сая «CONTROL FREAK» (куратор Ксения Малых). В каком-то смысле это – ретроспективный проект, то есть часть из представленных работ уже имеет многолетнюю историю. Но в итоге выставка очень резонирует с настоящим, мы видим возможности для ее продолжения и последующего этапа развития. В целом, у нас сформирована программа на год, но времени на реализацию проектов всех наших практик, к сожалению, не хватает. Поэтому постоянно приходится работать в рамках приоритетов.
– Ваши работы «Футуристическая реконструкция», «Human touch. И сгущается тишина» и другие, которые экспонировались в главных художественных заведениях Украины, галереях Италии, США, Франции, ассоциируются с художественными поисками, стремлением «заглянуть за горизонт». Не могли бы вы спрогнозировать, применение каких техник будет выводить будущие художественные проекты на международный уровень признания?
Иван: Современное искусство развивается во многих направлениях. Значительное место занимают его привычные виды – живопись, скульптура. Хотя есть художники и художницы, галереи и фестивали, работают чисто с цифровыми произведениями. В частности, один из самых известных таких фестивалей – Ars Electronica – работает в Австрии. Но это очень упрощенное описание.
Если же говорить об общих тенденциях, то очень распространенным становится именно видео-арт. Звук, VR, AR как самостоятельные виды – все еще не универсальны. Так же и компьютерные игры, несмотря на их распространение, сложность и концептуальность – определенная маргиналия в сфере профессионального искусства. А видео можно встретить где угодно – на арт-ярмарках, конкурсах, галереях и фестивалях.
– Не могли бы вы рассказать о масштабных проектах, реализуемых вами в Украине с помощью современной техники, которые имели, по отзывам некоторых критиков, огромный успех?
Иван: Я бы сказал, что «огромный успех» в контексте украинского искусства – это не то, что представляется обычно. И чтобы не вдаваться в контекст, лучше расскажу об одной из работ, которая очень важна для нас. Это выставочный проект «Явление. Достопримечательности Братского монастыря» (Национальный художественный музей Украины, 2018).
Выставка размещалась в нескольких залах, и я полностью разрабатывал ее экспозицию – от архитектуры до экспликаций, стремясь представить памятники сакрального искусства не в религиозном контексте, а как художественное и историческое явление. И одним из способов решения стали, в частности, новые медиа.
Проект требовал значительного количества технического оборудования: в каждом выставочном зале находились видеоинсталляции, разработанные на базе найденных чертежей храма. В последнем зале демонстрировались две видеопроекции.
– Еще один вопрос к вам, как к основателям Photinus Studio: можно сказать, что новейшие технологии оживили творческие поиски в визуальном искусстве?
Макс: Мы создали Photinus Studio ради того, чтобы отделить свои художественные проекты от коммерческих и учебных. Параллельно стали кураторами курса «New Media» в Kyiv Academy of Media Arts (KAMA). А начали все с Photinus School, нашей творческой лаборатории при мастерской. Технологические возможности в Украине, особенно на бытовом уровне, почти релевантные возможностям развитых стран.
Правда, новые технологии на базе применения проектора, аудиосистем и медиасервера стали появляться в наших институтах лишь в последние годы. Соответственно и практика работы с этой профессиональной аппаратурой как с экспозиционным и творческим инструментом недостаточно развита. Поэтому в какой-то момент мы поняли: чтобы двигаться дальше, нужен и круг единомышленников, и развитая, направленная на освоения возможностей современного мира среда. Причем говоря о среде, имеем в виду всех, кто участвует в процессе: от авторов к менеджерам.
Сейчас привлекаем наших студентов и студенток к овладению в Photinus School искусству новых медиа, а реализация коммерческих проектов позволяет иметь резерв оборудования, организовывать студенческие и другие выставки самостоятельно, что было недостижимым десять лет назад. Например, помогаем Киевской академии медиа искусств (КАМА), являемся их техническими партнерами. Поддерживаем также выставки наших друзей. Хотя в масштабах Украины этого вклада, к сожалению, недостаточно: нужны учебные программы и помощь со стороны государства.
– Несколько советов вашим коллегам- художникам.
Лера: Только один совет: будьте открытыми к современным технологиям.
– Напоследок: считаете ли вы, что сегмент культуры и искусства может быть прибыльным и инвестиционно привлекательным, если рассматривать его как бизнес?
Лера: Культура и искусство уже давно является неотъемлемой составляющей глобальной экономики и политическим инструментом. Мировой опыт показывает, что даже без наглядного результата прибыль от этой сферы может быть опосредованной. Но перманентная ситуация в Украине, к сожалению, не предусматривает долгосрочное планирование.
Мы же убеждены (как бы это пафосно ни звучало), что нельзя сознательно исключать культуру из бытовой жизни и измерять ее только через категории «расходы» и «прибыль». В конце концов, именно культура формирует, раскрывает человеческую индивидуальность и посредством искусства говорит миру и прежде всего нам самим, чего мы хотим и какие мы на самом деле.
Читайте также:
Кинематограф и экраны: как менялись технические возможности в киноиндустрии
Проекторы – это не просто огромные фонари. Как с их помощью создавать искусство