Пять лет назад я был неуверенным в своих художественных навыках ребенком. Я рисовал персонажей в одних и тех же позах снова и снова. И так как я рисовал их хорошо, это просто питало мое эго!
Потом я встретил одного из своих кумиров, который был достаточно воспитанным, чтобы не выбросить мой альбом, и достаточно резким, чтобы дать мне понять, что я не умею рисовать.
«У ваших рисунков нет души. Вы должны чувствовать то, что рисуете. Другими словами, вы должны ощущать боль в спине, рисуя кого-то согнувшегося,» – сказал он.
Честно говоря, я ничего не понял. Но это меня не остановило, и я попытался понять, что он имел в виду. Три года спустя, регулярно делая зарисовки каждый день, я впервые осознал, к чему он клонит. Зарисовывая девушку, что садится на диван, я понял, что опускаюсь сам, чтобы прочувствовать позу.
При этом было еще много опытов, которые сформировали мои наблюдения. Каждый из них открыл мне мир возможностей. На этом уроке я хотел бы поделиться своими идеями. Надеюсь, я смогу вам дать тот небольшой толчок, из-за которого вы начнете исследовать мир для себя. Моя цель – помочь вам персонализировать миры, которые вы создаете с помощью искусства, и научить рисовать по-настоящему.
1. Используйте характерные физические атрибуты
Кривые носы, прически, усы, татуировки, модные аксессуары… Все это можно наблюдать в жизни и воссоздавать на холсте. И кроме этого не забывайте про узоры на различных поверхностях. Они также очень важны, когда дело касается иллюстрации.
2. Подмечайте нюансы
Обратите внимание на то, как незначительные изменения в языке тела могут изменить настроение изображаемого персонажа. Существует множество физических проявлений, которые можно использовать в своей работе. Эти нюансы не обязательно должны быть физическими, также они могут быть атмосферными. Представьте себе маленького мальчика, читающего книгу, а на стене его комнаты висит постер Лионеля Месси. Если на постере окажется кто-то вроде Альберта Эйнштейна, произойдет полное изменение контекста.
3. Не бойтесь нарушать симметрию
Вот одно раннее наблюдение и важный урок, который я усвоил: наши движения редко бывают симметричными по своей природе. Даже самые простые жесты, сделанные сидя или стоя, не пропорциональны полностью.
Вы часто будете слышать, как художники говорят, что симметрия скучна. Это потому, что она заставляет вещи выглядеть слишком деревянными и вынужденными. И в целом, если момент требует внимания (скажем, грандиозное или эпичное действие), разве симметрия – лучший способ это передать?
4. Поймите природу света
Чтобы понять, каким будет свет, спросите себя следующее. Свет будет теплым, прохладным или нейтральным? Это прямой или рассеянный свет? Насколько интенсивен окружающий свет по сравнению с основным источником света? Есть ли вторичный источник света? Какова природа этих источников, они: прямые, контурные или рассеянные? И обратите внимание на то, насколько интенсивен свет от одного источника по отношению к другому.
5. Найдите баланс между напряжением и расслаблением
Любая человеческая фигура, как правило, будет сочетать напряжение и расслабление. Это одна из деталей, которая помогает сделать ее живой. Продолжайте наблюдать за переходом между этими двумя состояниями.
Студенты-художники часто спрашивают меня, почему их рисунки выглядят неестественными. Одна из самых вопиющих проблем, состоит в том, что они не думают о том, какие области тела их персонажа напряжены, а какие расслаблены. Они хорошо рисуют руки, ноги, туловище и так далее, но тело выглядит скованным. И соответственно, если все тело напряжено, рисунок будет выглядеть неестественным.
6. Передавайте эмоции
Эмоции проявляются не только на лице, это также и язык тела. На протяжении всей жизни человек реагирует на события посредством эмоций.
Если вы думаете, что достаточно просто выражения лица, попробуйте изобразить одну из эмоций перед зеркалом. Давайте попробуем гнев. Чувствуете ли вы, что ваша шея смещается вперед или ее мышцы тянутся? Некоторое напряжение мышц в нижней части руки? Движется ли ваше тело вперед? Теперь вы поняли, в чем смысл, не так ли? Это и есть тонкости, которые очень важны в рисовании жестового наброска.
7. Добавьте нотку парадокса
Кажется ли что-то, из того что вы наблюдали прежде неуместным? Окей, чтобы взбудоражить свое сознание, представьте пистолет в спальне 15-летнего ребенка. Да, это неправильно и крайне маловероятно, но вы можете столкнуться с чем-то менее драматичным. Например, кто-то использует телефон Nokia первого поколения, или кубик-рубик в руках четырехлетнего ребенка.
Хотя вы можете это придумать, смешав некоторые свои воспоминания, вам все равно понадобится богатая визуальная библиотека, чтобы генерировать идеи в нужное время! Поэтому, ищите и замечайте странные вещи в жизни.
8. Дополните рисунок вторичной историей
Вы видите, развитие истории? Возможно, это нечто столь же обыденное, как попытки не разлить кружку горячего кофе (борьба), а затем обмотать чашку салфеткой, чтобы ее было проще держать (решение). Даже если это не преднамеренная история, эти маленькие действия помогут добавить дополнительный уровень повествования вашему произведению искусства.
9. Определитесь с доминирующей эмоцией
Доминирующей эмоцией является настроение сценария перед вами. Вот пример: группа фанатов обезумела, потому местная команда только что выиграла матч лиги. Люди могут реагировать по-разному, но доминирующая эмоция – это эйфория.
Если это эмоция, овладевающая людьми на доли секунды, у вас может не хватить времени нарисовать ее. Поэтому просто запомните ее и затем воспроизведите жесты, чтобы запечатлеть это на рисунке. Вы также можете представить это как настроение, которое хотите зафиксировать.
10. Изучите светотеневое соотношение
У меня были проблемы с изучением и пониманием светотени. Я почему-то не мог расположить похожие светотени рядом. Поэтому я начал заново изобретать велосипед. И поначалу использовал только черный цвет для передачи освещения предмета. Близлежащая кофейня была отличным местом для моих занятий, потому что там были мощные прожекторы, которые светили на сиденья. Они создавали четкие тени, и их было легко запечатлеть. Постепенно я начал добавлять серые оттенки. И это все еще требует времени и усилий, освещение никогда не дается легко.
11. Наблюдайте за взаимодействиями людей с окружающей средой
Вы когда-нибудь видели, как человек подстраивается под определенное пространство? Например, скользит рукой по краю дивана, пока он на нее опирается? Поразительно наблюдать, как мы сознательно или неосознанно приспосабливаемся, чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Также в такие моменты можно наблюдать напряжение и расслабление.
12. Обратите внимание на природу материалов
Работая над съемками фильма, я заметил природу стен. Я понял, как они отражают свет, стареют и так далее. Различия между природой материалов предлагает художнику целый ряд интересных возможностей.
Только когда вы знаете, как материал ведет себя в разных условиях, вы сможете реалистично изобразить его. Обратите внимание на складки на кожаной куртке и складки на хлопчатобумажной рубашке. Или на различия между бликами на металлическом шарике и резиновом.
13. Используйте в своих работах культурные различия
Культура – это всеобъемлющий термин. Это включает региональную, политическую, расовую или даже научную культуру. Если вы понаблюдаете за определенными культурными отличиями группы или отдельного человека и запечатлеете их, это поможет вам изобразить личность этой группы или человека более целостно.
14. Помните про форму, вес, пропорции и перспективу
Попросите кого-нибудь попозировать лежа на земле, согнув колени под прямым углом. Так, чтобы поза была похожа на ту, в которой он сидит на стуле. Встаньте ближе к ногам, чтобы увидеть фигуру в перспективе. После сделайте подобный рисунок с человеком, сидящим на стуле. Сравнив эти рисунки, вы сможете увидеть разницу между формой частей тела, пропорций, перспективой и реакцией тела на гравитацию.
15. Выйдите за рамки реальности
Во время своих наблюдательных сеансов рисования я люблю добавлять некую перчинку в происходящее. И делаю это для того, чтобы повысить уровень волнения, возникающий при разглядывании рисунка. Я часто экспериментирую и выхожу за пределы реальности.
Иногда я изображаю излишнее напряжение в теле, которое невозможно ощутить и повторить человеку. Или перемещаю существующий сценарий в мир, не действующий по законам физики. Некоторые могут сказать, что это уже не рисунок, построенный на наблюдениях, и, возможно, они правы. Но мне это однозначно нравится!
Источник: CreativeBloq