Как правильно передать масштаб объектов на рисунке

Передача ощущения масштаба – это не просто изображение огромных объектов. Рисунок должен иметь правильные пропорции относительно изображенных элементов, цветовое сочетание, повторяемость, перспективу, светотеневое соотношение и так далее.

В этой статье я представлю вам пару рисунков, над которыми я работал для фильма «Пятый элемент». На мой взгляд, они не идеальны и в них похрамывают пропорции. Возможно, однажды я это исправлю, но сейчас моя цель – помочь вам избежать некоторых ошибок, которые я допустил в свое время. Мы поговорим о базовой проектировке освещения, выборе цвета, и композиции. В своей работе я использую карандаши и масляные краски, но эти советы также касаются и цифровых иллюстраций.

1. Определение перспективы

Подумайте об окружающей среде, которую вы хотите нарисовать, как режиссер, снимающий сцену

Одним из самых сложных моментов является определение перспективы. Из какой точки я вижу эту сцену или объект? Какая перспектива лучше всего отразит концепцию?

С помощью более низкого угла обзора на большой объект проще передать высоту. Этого также можно достичь, изобразив вид сверху, тем самым вызывая страх падения. Какая из перспектив подходит для сцены больше, будет зависеть от первоначальной идеи работы.

Создавая любую сцену я делаю все возможное, чтобы визуализировать себя в окружающей среде. Где бы я ни оказался, представляю как бы «снимал» эту сцену и где буду стоять, когда разворачивается действие.

Эти эскизы показывают два варианта одного сценария. Первый – это вид снизу, где фигуры расположены напротив горной породы, а второй – вид сверху вниз. Оба эскиза передают масштаб, остается определить, какая перспектива лучше всего соответствует истории.

2. Выберите правильные “линзы”

Рисунок Уэйна Хаага «Desert Wreck». Линзы позволяют воображению дорисовать некоторые элементы самостоятельно.

Этой теме следовало бы посвятить целую статью, но достаточно сказать, что линзы с большим фокусным расстоянием, например, 150-мм, обеспечивают визуальное сжатие перспективы. Также они выравнивают элементы в пределах сцены и позволяют увидеть более достоверную индикацию относительного масштаба. Одним из «побочных» эффектов является обрезание объектов за рамкой кадра, которые были бы видны при широкоугольной съемке.

Длиннофокусная линза позволяет визуально отредактировать большую часть информации перед вами, и при этом по-прежнему отображает огромную часть ландшафта внутри сцены. Все, что выходит за рамки, может быть дорисовано воображением и обычно воспринимается как нечто большее, чем является на самом деле. Я использую этот эффект в рисунке «Desert Wreck».

Разные линзы влияют определенные детали

На рисунке выше вы можете увидеть изначальную рамку рисунка и вид, который я создал с помощью воображаемого широкоугольного объектива.

3. Повторение объектов

Разные версии одного и того же объекта помогают сформировать размер сцены

Здесь вы можете увидеть, как повторение объектов влияет на восприятие сцены. Хотя мы не видим передний план корабля и платформу приземления, нам достаточно визуальной информации, чтобы дать зрителю понять, что части корабля на заднем плане относятся к одному и тому же кораблю. В то время как крошечные фигурки, которые видны на переднем плане, отражают размер данной среды.

Вы также можете увидеть этот принцип на рисунке «Rendezvous» (совет № 9).

4. Используйте систему валеров, для создания изменчивой атмосферы

Свет перекрывает тени, когда попадает на далекие объекты

Валер – оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – является одним из самых простых способов передачи масштаба объектов на расстоянии. Пыль, загрязнение и дым в атмосфере делают тени светлее, поскольку они находятся на заднем плане. Градация света варьируется в зависимости от того, насколько плотная атмосфера и где она сконцентрирована.

Световые лучи, отражающиеся от объектов в затененной области, не способны преодолеть интенсивность света, падающего на саму атмосферу, которая находится между вами и отдаленными затененными областями. Свет, попадающий на бесчисленные атмосферные частицы, перекрывает любые детали, которые иначе могли бы быть видны в этих тенях.

Чтобы увидеть этот принцип, посмотрите на обведенную область № 4 на рисунке.

5. Изобразите один и тот же предмет разных размеров

Когда один и тот же объект используется дважды в разных размерах, зритель может мысленно соединить масштаб.

Это относится к повторению объектов в сцене. То, что выглядит как маленькая деталь на удаленном объекте, может оказаться большой деталью, если смотреть вблизи. Сопоставление человеческой фигуры с такими «незначительными» деталями также усилит общее ощущение масштаба.

На рисунке выше мы можем увидеть лучи солнца, слегка освещающие фигуры на переднем плане платформы и соединенные с основным, более ярким освещением на рисунке. Благодаря такому размещению света мы придали реалистичности лучам на средней части корабля.

6. Изменяйте толщину линий

Даже самый маленький набросок может передать эпический масштаб

Это связано с принципом № 4, используя который вы можете передать расстояние и масштаб даже на самом маленьком наброске. Изменение толщины линии и плотности штриховки поможет быстро передать атмосферу и масштаб.

Используйте более жесткий карандаш 4H и легким нажатием изобразите фоновые объекты. А для фигур переднего плана возьмите более мягкий карандаш 4B. Чтобы вы понимали, сколько визуальной информации может передавать миниатюрный эскиз с разной толщиной линий – размер изображения выше всего 12 см в ширину.

7. Контрастность переднего и заднего плана

Не позволяйте детализированному фону усложнить восприятие расстояния

Уровень детализации, видимый в башне переднего плана, предоставляет всю информацию о том, какие приблизительно детали могут быть в башне на заднем плане. Нет необходимости детализировать удаленные объекты, если вы можете описать их в элементах крупного плана.

8. Минимизируйте количество деталей, находящихся в тени

В тени должно находиться минимальное количество деталей

Старайтесь минимизировать количество деталей в тени. На моем рисунке «Dust Devil» количество деталей постепенно уменьшается к тому моменту, когда я добираюсь до фонового транспортного средства.

Хотя расстояние от фигуры на переднем плане до фонового автомобиля не так уж велико, я все же пытаюсь свести детали к минимуму. Это помогает сосредоточиться на главном персонаже.

9. Передача масштаба с помощью человеческой фигуры

Человеческие фигуры являются удобным ориентиром

Размещение фигуры человека в сцене – это простой способ передачи масштаба относительно других объектов в окружающей среде, даже если эти объекты имеют фантастический характер.

На рисунке «Rendezvous» фигура рядом с колесами переднего плана позволяет зрителю понять истинный масштаб фонового планетохода. Даже когда передний план полностью не виден.

10. Продемонстрируйте диапазон текстур

Детализируйте текстуры находящиеся близко и не детализируйте находящиеся далеко

Текстура может обеспечить искусственное чувство детализации и, таким образом, близость объекта. Но она должна быть менее отчетливой на отдаленных объектах. Также как когда небо нам кажется свободным от текстур и гладким по сравнению с камнями у наших ног.

Здесь я сохранил гладкую фоновую атмосферу, чтобы не привлекать к ней внимание. Этого эффекта бывает трудно достичь, рисуя маслом на холсте, но очень просто при создании цифрового изображения. По мере того как скалы отступают на задний план, количество деталей и текстур уменьшается.

11. Позвольте контуру сделать тяжелую работу вместо вас

Мягкие края могут расширить и углубить перекрывающиеся объекты

Уменьшение резкости там, где она не нужна, поможет отделить объекты переднего плана от фоновых. Особенно там, где эти элементы перекрываются. Джон Сингер Сарджент мастерски использовал эту технику – изучайте его картины!

12. Используйте нейтральную цветовую палитру

Отдаленные объекты лучше всего рисовать нейтральной палитрой

Понимание, что интенсивность цвета уменьшается по мере удаления объекта, облегчает передачу масштаба и глубины. Остановитесь на выборе нейтральных цветов для изображения удаленных объектов.

В рисунке «Sky Burial № 3» я решил использовать смелые цвета обломков переднего плана на фоне преимущественно приглушенных цветов.

13. Не забывайте о проектировке освещения

Фокус рисунка не всегда должен освещаться

Хорошая проектировка освещения не ограничена масштабом, но необходима для получения хороших снимков. Поэтому я кратко расскажу об этой теме.

Обычно я делаю набросок цифровым или традиционным способом. В процессе рисования определяю, что будет освещаться, а что находится в тени. Это делается при самом низком уровне разрешения изображения. Таким образом, в этом эскизе есть два тона: белый для света и серый (карандаш или маркер) для тени. Обоснование этого сценария освещения может прийти позже.

Не вдавайтесь в детали на данном этапе, займитесь только проектировкой взаимоотношений между светом и тенью. И запомните, фокус не всегда должен освещаться и очень часто он может быть в тени.

14. Чем проще, тем лучше

Базовые композиции и рисунки позволяют добиться действительно динамичных эффектов

Этот совет довольно понятен, но всегда приятно напомнить об этом. Не усложняйте рисунок. Простая композиция, простая концепция, простое исполнение, инструменты, материалы и простая презентация.

Принятие этих пунктов во внимание даст сильные результаты. Они совсем несложные, и в этом суть – вы сможете закончить рисунок. Получайте опыт, завершайте работу и переходите к следующей!

Источник: CreativeBloq

Поделиться:

Про автора

Irina Kubrak
comments powered by HyperComments

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: