“Лучше один раз увидеть…” дальше сами знаете. Это выражение актуально как никогда в цифровую эпоху, людям будет мало рассказа, а вам мало одних воспоминаний о тех прекрасных местах, где вы были. В этом вся прелесть фотографии – мы запечатлеем с ее помощью лучшие моменты. Именно поэтому если собираетесь в путешествие и хотите привезти оттуда крутые снимки, прочитайте эту статью!
Конечно, фотограф-профи без своего фотоаппарата никуда не поедет, но бывает, что у нас нет возможности тащить всю технику с собой или мы не являемся не то, что профи, но и на продвинутых любителей не тянем, а красивых фотографий из поездки хотим. Если очень постараться и сильно захотеть – хорошие снимки у вас будут.
Какая камера вам подойдет?
Сейчас активно производят беззеркальные компакты с хорошей, даже сменной, оптикой, матрицей с большим разрешением, возможностью съёмки на высоких ISO без сильно заметных шумов, поддерживающих работу с системной вспышкой. Этот вид камер становится идеальным спутником туриста.
Как минимум вам подойдет компактный фотоаппарат, имеющий ручной режим, широкоугольный зум-объектив и дающий возможность сохранять снимки в RAW (сыром) формате.
Да, с бюджетной компактной камерой сложновато создать эффект “боке”, избежать шумов и прочих недостатков. Но при этом у такого аппарата есть преимущество – он всегда с вами и вы сделаете фотографии вместо того, чтобы сожалеть об оставленной дома зеркальной камере с новым, светосильным объективом.
Все это не означает, что единственный способ иметь качественные снимки – купить дорогую камеру или что нужно отказаться от качественной техники. Я веду к тому, что любой доступной вам фотоаппаратурой можно делать фотографии, которые не стыдно будет показать.
В каком формате снимать?
Любой фотограф вам ответит, что сохранять снимки нужно в сыром формате. Его преимущество заключается в том, что любые ошибки, допущенные в процессе съемки, удаётся исправить в процессе обработки RAW-кадров в специальных программах-конвертерах. Только перед тем, как решиться на сохранение в сыром формате, спросите себя, готовы ли вы потратить пару деньков на конвертирование сырых фото в нужный формат перед тем, как показать их?
Совет. Купите карту памяти с большим объемом и сохраняйте в двух форматах. В этом случае JPEG доступен к просмотру сразу на компьютере, а в архив вы сохраняете RAW. Если у вас возникнет желание напечатать понравившийся вам кадр в большом размере, то воспользуйтесь возможностью выжать из RAW-файла максимум.
Купить открытку или фотографировать?
Сделать снимок как на открытке вы не сможете по техническим причинам (если только вашей целью не является сделать открытку и для этого вы тащили чемодан с техникой). Просто соблюдайте некоторые правила, и снимки будут на уровне.
Правило №1
В музеях, галереях, соборах запрещается использование если не камер, то, в основном, вспышки. И не зря, снимки от этого только хуже :). Красивые кадры получатся, если оставить стиль и настроение, созданное дизайнером, даже если в них будет мало света. Конечно, это одна из версий. Бывает недостаточно освещения. Что мы делаем, чтобы это исправить? Правильное экспонирование кадра: использование высокой чувствительности, более длинной выдержки, открытой диафрагмы.
Правило №2
В таких местах, о которых мы говорим, штатив не установишь, а для съемки с длинной выдержкой опора необходима. Можно, сказать вы на охоте, потому что с камерой, как с оружием, нужна меткость, правильность позы.
Попробуйте: левая рука согнута в локте, локоть опущен вниз и упирается в левую сторону живота.Не стоит упирать локоть по центру своей фигуры: во время дыхания амплитуда движения в центре живота больше чем, сбоку, соответственно, сдвижка камеры больше. Ладонь левой руки повёрнута вверх, в ложбине между большим пальцем и остальными располагается объектив. Камера оказывается как будто в ложементе. Правая рука держит камеру, локоть также опущен. В результате получается очень устойчивая позиция. Непосредственно в момент съёмки задерживаем дыхание и плавно нажимаем на спуск. В таком положении фотосъёмка с выдержкой 1/15—1/30 секунды не представляет труда.
Режим стабилизации стоит включить, но на него особо не рассчитывайте. Если выдержка длиннее допустимых значений, используйте высокое значение ISO. Убрать шумы проще, чем исправить смазанный кадр.
Касательно съемки при вечернем освещении: выдержка будет длинной, так что без опоры вам не обойтись, а опереться о бок будет недостаточно. Поставьте камеру на скамейку, ограждение, на неподвижной поверхности, расположение которой позволит сфокусировать фотоаппарат на объекте фотосъёмки.
Какие кадры делать?
Первое, что хочу сказать на этот счет – это панорама. Такой снимок никогда не будет лишним
Второе, снимать с длительной выдержкой интересно не только в вечернее время при слабой освещенности, но и в дневную, ясную, солнечную погоду. Особенно воду.
Если есть возможность зафиксировать камеру при фотосъёмке абсолютно неподвижно, стоит сделать кадры с разной выдержкой для получения HDR. Современные фотокамеры могут делать съёмку и сборку HDR самостоятельно, но следите, чтобы в кадре люди либо не двигались, либо их не было. Иначе на конечном изображении получатся «близнецы». Хочу сразу отметить, что съемка в RAW-формате с правильно определённой экспозицией позволяет сделать фотографию с широким динамическим диапазоном из одного кадра. Та же программа Capture One 7.0 позволяет изменять освещённость кадра от минус четырёх до плюс четырёх ступеней экспозиции. Нужно только помнить, что осветлить зону кадра можно, а притемнить проблематично.
Когда использовать вспышку?
Как это ни парадоксально, но в яркий солнечный день необходимость использования вспышки выше, чем при недостаточной освещённости. Если фотографируемый объект находится в тени, а за ним пространство освещено солнцем, то для проработки в кадре фона необходимо подравнять освещённость переднего и заднего плана с помощью подсветки вспышкой. На системных вспышках есть возможность вводить корректировку по мощности, чтобы правильно сбалансировать освещённость и не делать свет от вспышки превалирующим. Интересно при съёмке на зеркальную камеру использовать режим скоростной синхронизации, позволяющей снимать, расположив человека почти спиной к солнцу (самое удобное положение: не будет щуриться от яркого света) при коротких выдержках. Главное — расположить человека на переднем плане, недалеко от себя, так как при скоростной синхронизации мощность портативной вспышки сильно снижается, а короткая выдержка позволит притемнить задний фон на любой, даже открытой диафрагме.
Метод коррекции мощности системной вспышки прекрасно подходит при фотосъёмке в тёмное время, используя на компактах режим замедленной синхронизации (когда затвор открыт достаточно продолжительное время, а вспышка срабатывает в конце экспозиции), а в зеркальных камерах — синхронизацию вспышки по второй шторке, уменьшаем или увеличиваем (в зависимости от имеющегося освещения) мощность вспышки и получаем отличную картинку.
Читайте также:
Фотография: как исправить оптические искажения