Правило третей – проверенный способ построения хорошей композиции, вне зависимости от вашего объекта. В чем же его польза?
Правило гласит: если вы разделите любую композицию на трети вертикальными и горизонтальными линиями, а затем поместите главные элементы вдоль этих линий или на их пересечении, изображение получится максимально интересным и динамичным.
Художники пользуются этим правилом в основном для пейзажей, но на самом деле оно классно работает и с натюрмортами, и с фигурами человека и даже с портретами.
Правило третей – это четкая инструкцию по расположению фокусных точек. Их помещение на пересечениях любых из 9-ти прямоугольников сделает композицию сбалансированной и привлекательной.
1. Истоки
Правило третей зародилось еще в полотнах времен Ренессанса. Теперь же оно больше известно как прием фотографов. На картине Валантена де Булонь видно, что лица главных героев располагаются вдоль верхней разделяющей линии, создавая динамику.
2. Пейзажи
Именно в их создании художники чаще всего прибегают к правилу третей. В картине Пьера-Анри де Валансьена горизонт совпадает с нижней линией, а массив гор заполняет левые секции. Центр дерева разместился на границе двух верхних правых секций. Прекрасно.
3. Асимметричные композиции
Создание таковых – главная цель правила третей. Если все элементы размещены симметрично, это навевает скуку. Если же они смещены по правилу третей, асимметрия начинает играть нам на руку!
4. Фокусные точки
Правило третей позволяет удачно разместить главные фокусные точки. Глаза и ухо на портрете расположились на верхней горизонтальной линии. Другие важные детали, например, участок теплого света – на пересечении линий.
5. Скольжение взгляда
Правило третей задает нужное скольжение взгляда по картине. На работе Питера Пауля Рубенса главный фокус – бык, расположенный на пересечении линий. Второстепенные фокусные элементы – тоже на пересечениях. Изображенное таким образом действо заставляет взгляд смотрящего скользить от одной фокусной точки с другой.
6. Натюрморт
Я сделал эту фотографию, разместив объекты по правилу третей: банан с его тенью расположились вдоль нижней линии, а падающий на манго свет – на верхнем правом пересечении. Композиция смотрится гармонично благодаря правилу третей.
7. Распределение света
Следующий шаг – создание рисунка. Сначала я сделал схематичные штрихи, чтобы грамотно разграничить световые области. Обратите внимание, левый и нижний ряды третей – средоточие темных тонов, а падающий свет на верхнем правом пересечении создает яркую фокусную точку.
8. Набросок
Я начал с наброска теней, сделав их насыщенными. Для большей асимметрии я специально чуть выпрямил тень от банана. Это сделает его «параллельнее» нижней разделяющей линии.
9. Добавим цвета
Я добавил больше цвета общим формам. Три верхние секции заполнил темный цвет, что будет как бы обрамлять световой центр. Еще я выпрямил линию поверхности стола с известной целью – «запараллелить» ее с верхней линией.
10. Финальные штрихи
Краски более светлых тонов и детальная прорисовка завершают натюрморт. Свет, падающий на стол, занимает 2/3 композиции. Для светового центра я густо нанес светлую краску, это четко обозначило главный фокусный центр.
11. Городской пейзаж
Следующий мой пример – городской пейзаж. Я слегка отступил от правила третей, применив его к вертикальной или портретной ориентации кадра. Посмотрите на исходное фото. Следуя правилу третей, мне придется менять композицию, размещая вертикальную конструкцию по правой линии, чтобы получить желаемую асимметрию.
12. Набросок
В наброске городского пейзажа я отодвинул центральный объект вправо, чтобы он совпадал с правой вертикальной линией. Другие же постройки я опустил к нижней горизонтальной линии.
13. Закраска главных объектов
Я заполнил темной краской крупные объекты и нанес краской тени. Этот шаг помог мне обозначить фокусные центры. Нижняя секция теперь полностью темная. А верхние 2/3 наброска пока смотрятся сиротливо.
14. Полутона и свет
Я добавил полутона и свет. Светлая часть рисунка стала цельной. Темная башня располагается по правой линии, остальная «темнота» сконцентрировалась в нижнем ряду секций. Цвет неба хорошо контрастирует с нижними третями.
15. Завершающие детали
В конце я добавил разных мелких деталей на темном фоне, используя контрастные краски. Это придало глубины и движения картине. Еще я сделал просветы в конструкции башни, параллельные разделительным линиям.
16. Трети в третях
Изображение демонстрирует универсальность правила третей. По точно такому же принципу можно подразделить на трети каждую из девяти секций. Посмотрите внимательно: все мелкие детали занимают свою подсекцию, создавая фокусные «подцентры».
17. Человек
Следующий пример – рисование человека акварелью. Самым первым и важным действием было расположение движения руки по верхней линии. Это задало динамику и асимметричность композиции. Лицо я поместил на правой линии, обозначив второстепенный фокусный центр.
18. Асимметричное равновесие
Теперь я добавил темные тона и светлые полутона. Нанеся допустимое количества цвета, я принялся смягчать края теней. Основное скопление темных деталей поместилось в левый ряд третей. Такое смещение главной фигуры дало сильную асимметрию. Это сбалансирует основной фокусный центр.
19. Обозначаем главные точки
Набросок иллюстрирует динамичное движение. И ключевыми точками становятся рука, кулак и согнутый локоть. Я нанес немного красного цвета вдоль вытянутой руки и на локоть и густо обозначил кулак зеленым, чтобы выделить эти фокусные точки. Нужная динамичность достигнута.
20. Последние штрихи
Для законченности рисунка я добавил еще цветов. Добавил еще красного, подчеркнув глаза бойца в тени. Это второстепенный фокусный центр. Взгляд смотрящего сперва упадет на кулак, а затем скользнет к глазам человека.
P. S.
Статья детально рассказала, как художник может применить правило третей в своих работах. Хотя метод универсальный: им могут смело пользоваться все, кто имеет дело с визуальной композицией. Так что, будь вы художник или фотограф, пробуйте!
Источник: Creative Blog
Читайте также:
Основы рисования: Инвентарь начинающего художника
Основы рисования: как построить удачную композицию для рисунка