Древняя вражда бушует в самом сердце вашего творческого начинания: “рациональный и логический” вы противостоите “неясному и интуитивному”.
Представьте, что вы проходите мимо старого дерева.
Вы видите толстые ветви и тоненькие веточки. Вы протягиваете руку, чтобы потрогать его кору. Вы наблюдаете, как лучи солнца просачиваются сквозь листву, создавая впечатляющий узор теней перед вашими ногами.
Или вы могли бы просто подумать: «Это дерево» – и двигаться дальше.
Вербальное мышление – логика
Во втором подходе мы сужаем всё, что видим, до ярлыков. В нашем случае это ярлык “дерево”. Мы стремимся к завершению и хотим знать только «что это такое». Как только мы что-то идентифицировали, мы можем направить наше внимание и энергию в другое русло.
Это сокращение способствует разным логическим и точным рассуждениям. Это здорово, если вы хотите, например, подсчитать деревья. Но такой подход исключает слишком многое.
Визуальное мышление – Интуиция
Если же мы будем сопротивляться использованию ярлыков и на самом деле смотреть на вещи – тогда мы видим намного больше! Наша готовность забыть то, что мы уже знаем, позволяет нам обнаружить всё богатство текущего момента.
Поскольку мы открыты для новых ощущений, мы собираем намного больше информации, чтобы создавать новые связи – новые идеи. Мы получаем интуитивное понимание ситуации и распознаем закономерности. Таким образом, мы можем не только справляться с невероятно сложными ситуациями, но и наслаждаться ими.
Параллельное визуальное мышление всё усложняет. Оно нечёткое и менее контролируемое.
Различные задачи требуют разных способов мышления.
Написание программного обеспечения или организация вашего творческого проекта требуют сосредоточенного линейного мышления. С другой стороны, сложные задачи, такие как распознавание лиц или выживание на вечеринке, лучше всего подходят под интуитивное мышление.
Гибкое мышление
Ключом к творчеству является чередование этих двух режимов мышления. Изучите их –
Конвергениция – от интуиции к причине
Основой любой творческой деятельности является проницательность. Чем больше вы принимаете, тем больше идей может возникнуть в вашем сознании. В фазах восприятия мы открыты и отказываемся от каких-либо критических ограничений или суждений. Чем больше, тем лучше.
Конечно, в какой-то момент мы хотим сконденсировать все эти впечатления во что-то, чем можем поделиться с другими. Последующее причинное мышление может помочь нам структурировать и сообщить о том, через что прошли и какой опыт получили.
Дивергенция – от причины к интуиции
Обратная связь также очень важна. Сначала мы чётко определяем творческую площадку, используя логическое словесное мышление. Например, мы можем сказать: «В течение следующего часа я сделаю рисунки любых идей, которые будут появляться у меня в голове, на одном листе бумаги». После определения этой «творческой концепции» мы можем переключиться на визуальное мышление, которое делает нас достаточно проницательными, чтобы захватить все эти мысли.
Процесс «творческой инкубации» следует аналогичному направлению: после получения большого количества информации – в вербальном режиме мышления – мы разрешаем ему поселиться и позволить нашей интуитивной стороне создавать новые связи в безопасности нашего подсознания.
Что может пойти не так?
Многие большие и не очень изменения в нашем творческом процессе так или иначе могут быть приписаны противостоянию этих двух типов мышления. Вы можете вспомнить последний раз, когда ваша рациональная часть слишком сильно давила на интуитивную? “Поторопись! Будь более творческим!”
Интуитивное мышление можно соблазнить или пригласить, но его вряд ли можно заставить. Наше рациональное словесное мышление может нарушить или даже задушить интуитивный процесс и привести к большому страшному творческому блоку.
С другой стороны, если мы находимся в фазе, где нам нужно сосредоточиться и координировать наши идеи, слишком большая свобода интуитивной части может отвлечь нас. В результате возникает полная путаница в том, что мы на самом деле намеревались сделать. Мы никуда не движемся.
Так что мы можем сделать?
Напрягайте свой мозг
Регулярные привычки, связанные с интенсивным фокусом, помогут укрепить наше словесное мышление. Чтение, изучение языков или один из моих личных фаворитов: создание программного обеспечения. Это «снятие допамина» – это немаловажная проблема среди сегодняшних распространенных цифровых отвлекающих факторов.
Рисунок, с другой стороны, открывает глаза на богатую информацию, доступную прямо здесь, прямо сейчас. Это помогает нам найти настоящий визуальный язык, а не стерильную символическую замену. Вот здесь я собрал воедино несколько упражнений, если вам захочется размять свои мышцы.
Перевод статьи Ральфа Аммера
Читайте также:
7 способов стать эффективнее как дизайнер