Импровизация, свобода, самовыражение, и, в то же время, удивительная стройность, ритмичность и глубина – все это способен объединить лишь один музыкальный жанр – джаз.
К сожалению, джаз нельзя назвать музыкой от веселья – это музыка, рожденная от тоски. От тоски по родному дому, по близким, по свободе. Темнокожие рабы, привезенные в США, часто были выходцами из разных племен и не понимали друг друга. Для взаимодействия им пришлось создать единую культуру, в том числе и музыкальную. История джаза – пример слияния двух совершенно разных миров: – африканского и западноевропейского (читай – американского). Именно поэтому история развития мирового джаза неотделима от истории джаза в США.
Джаз – классический пример эволюции: от простого к сложному, от незатейливых напевов к сногсшибательным биг-бэндам. То, что западноевропейская классическая школа пережила за несколько столетий, джаз пережил всего за один век. В его истории есть несколько ярких периодов. Давайте по ним и пройдемся. Поехали!
Первая остановка. Самая грустная и самая тяжелая.
Началось все с песни – рабочей песни, которая служила инструментом координации трудящихся рабов. Обычно лидер запевал так называемый «call» – главную строфу, а его коллеги давали ответ – «response». Чаще всего эти песни были посвящены нелегкой жизни раба, нередко воспевали культовых американских героев.
Именно рабочим песням мы обязаны за возникновение самого «черного» и самого влиятельного стиля последнего столетия – блюза, черт его дери. И тут можно много писать, но слова не в состоянии выразить все «blue» настроение, которое несет в себе данный жанр. Просто слушаем.
В этот же период сформировалась и духовные песнопения афро-американцев: «спиричуэлс», «госпелл», «ринг-шаут». Первоначальным источником этих стилей служили христианские гимны и псалмы с отличительными чертами африканских исполнительских традиций. Спиричуэлс, в частности, значительно повлияли на развитие и формирования современных джазовых традиций и до сих пор используются музыкантами для создания импровизационных тем.
Вторая остановка. Появление инструментального джаза.
Новый Орлеан или N’awlins, как его называли крутые черные парни, был местом пересечения торговых путей, огромным котлом смешения различных национальностей, слоев общества и культур. Как следствие, город стал благодатной почвой для рождения джаза, каким мы знаем его сегодня. Именно в Новом Орлеане появились первые бэнды – группы рабочих, собиравшихся после тяжелого трудового дня, чтоб вместе поиграть и расслабиться. Также в Ноулине родилась весьма интересная традиция – джазовые похороны. На обратном пути с кладбища марширующий оркестр играл заводные мелодии в память об умершем.
Белые музыканты тоже начали понемногу осваивать джаз и делали это довольно успешно. Начали появляться первые белые оркестры – диксиленды, которые в основном выступали в различных заведениях и ресторанах. Пока джаз оставался уделом любителей. Но – не надолго.
В 20-е появился свинг, а вместе с ним и профессиональные джазовые оркестры. На арену вышли такие монстры, как Дюк Эллингтон, Каунт Бейзи и Бенни Гудман. Среди биг-бэндов появилась конкуренция, и качество исполнения вышло на новый уровень. Джаз впервые получил профессиональные аранжировки и был взят в музыкальные рамки. Под свинг молодые люди веселились, танцевали и улыбались. Джаз стал популярным.
Третья остановка. Упадок и возрождение джаза.
В конце 20-х в США грянула Великая Депрессия. Оркестрам приходилось играть простую и понятную для слушателя музыку, чтоб хоть как-то держаться на плаву. Именно в этот период джаз стал своего рода «попсой» – появилось огромное множество бэндов, игравших несложную, но продаваемую музыку. Большинство из них исчезали так же быстро, как и появлялись. Эпоха свинга затянулась на без малого 20 лет, и испытание временем прошли только самые профессиональные исполнители.
Застой в развитии джаза не мог продолжаться вечно. Группа молодых парней из Нью-Йорка поставила все на свои места, вернув джазу его истинный дух. «Что это за дерьмо, и как можно танцевать под эту музыку?» – примерно таким вопросом встречали бибоп более взрослые музыканты в начале 40-х.
Да, именно бибоп с легкой руки Чарли Паркера, Диззи Гилеспи, Телониуса Монка, Кенни Кларка и др. послужил началом глубокого, думающего и сложного музыкального жанра. Усложнилось все: форма, язык импровизации, гармония. Возникли бешеные темпы, сложные ритмические рисунки, но вместе с этим возродилась и свобода – именно то, за что мы так любим джаз. Количество участников бэнда сократилось, и каждый музыкант имел возможность высказаться в своей импровизации. Настало время, когда трубач из Бруклина мог дождливой ночью прийти в небольшой клуб на окраине Гарлема, подняться на сцену к играющей команде и поделиться своим блюзом с другими. Джаз вырос, оттолкнулся от берегов популярности и стал самобытным, ни на кого не похожим искусством самовыражения.
Четвертая остановка. Современный джаз.
Конечно, между бибопом и современным джазом за 70 лет образовалась целая пропасть различных стилей: это и чувственный кул, и необузданный фри джаз, и веселый фанк, и бескомпромиссный фьюжн. Заполняет это пространство целая плеяда таких гигантов музыки, как Майлз Дейвис, Джон Колтрейн, Рэй Браун, Жако Пасториус и др. По каждому из перечисленных стилей и имен можно, пожалуй, написать по целой книге.
Джаз продолжил развитие и нашел свое место – в стороне от коммерции, огромных залов и тысяч фанатов. Вместо этого он вернулся к корням и получил чистоту и утонченность, разглядеть которую способен далеко не каждый. Сегодня у нас есть возможность услышать джаз из разных уголков мира – украинский, израильский, норвежский, аргентинский. Но будьте уверены, в каждом из них звучит та самая, грустная черная рабочая песня.
Сейчас джазом занимаются очень немногие – как «у нас», так и «у них» эта музыка вряд ли принесет вам головокружительные гонорары и звездную популярность. Она не сделает вас лицом глянцевого журнала. Она скорее даст возможность понять, что на самом деле твориться в душе у человека, который играет рядом. Даст возможность без слов рассказать о наболевшем. Играть джаз – это вместе радоваться, вместе плакать, смеяться и злиться на одном языке, понятном лишь немногим.
На этом все. Слушайте джаз, играйте джаз, танцуйте джаз и вместе радуйтесь жизни.
Автор: Филипп Доценко
Главное фото взято с сайта Depositphotos
Читайте также:
Русский экзистенциализм современной музыки
Как быстро восстановить навыки игры на музыкальном инструменте