Сегодня все-таки не будем подсчитывать бюджет игр, говорить о их значимости, влиянии и так далее. Поговорим о более воодушевляющей теме, а именно о киберспорте. Если вы до сих пор думаете, что игры являются обычным развлечением, то вы ошибаетесь. Конечно, так оно и было, но лет так 12 назад. Да и даже тогда, скажу вам, любители геймерства находили способ завязать в игре некий азарт, в узком кругу делая какие-нибудь банальные ставки.
Сейчас же все обстоит совершенно по-другому, и игры теперь являются не просто повседневным развлечением, а именно работой. И уж поверьте, если вы считаете это просто легким способом заработка на чистой случайности и удачи, то вы, опять-таки, не правы, ибо киберспорт стал самой настоящей профессией, в которую уходит уйма «крови и пота». Сегодня я не буду рассматривать что-то конкретное, а постараюсь описать в общих чертах саму обширную тему киберспорта.
Плюсы и минусы
Перед тем, как с головой окунаться в игровую индустрию, стоит хотя бы узнать, какие же недостатки и какие преимущества она притянет за собой и стоит ли вообще киберспорт вашего внимания именно как настоящий профессиональный вид деятельности. Начнем, конечно, с минусов.
Недопонимание
Первым фактором я специально поставлю недопонимание социума, ибо именно он является чаще всего главной преградой в достижении успеха области киберспорта. Зачастую оно исходит со стороны старшего поколения, что, собственно, и не удивительно.Тут уж им не докажешь, что ты – начинающий киберспортсмен, а твоя команда покоряет турниры, набивая скилл.
Можно привести в пример даже несколько случаев участников The International 2011 года: Клинтона Лумиса (Online kingdom) буквально выгнали из дома, а Бенедикту Лиму (scythe) пришлось делать выбор между экзаменами в университете и участием в турнире. Согласитесь, выбор совсем не из легких, но что поделать, нужно уметь чем-то жертвовать ради такой-то мечты (конечно, если вы дошли до уровня International). Кстати, такие факты были выбраны из документального фильма «Free To Play», который настоятельно рекомендую, если вы решили все-таки углубляться в жизнь киберспорта.
Непостоянство
Даже если вы стали победителем масштабных турниров, это совсем не значит, что вы продержитесь на такой планке, получая все новые и новые чеки. Бытует мнение о том, что максимальный возраст для киберспортсмен – 25 лет, так как далее реакция все ухудшается, соответственно уровень падает, а за ним и победы, приносящие заработок.
Хотя знаете, такой недостаток после 25 лет вполне себе можно перекрутить в свою сторону, ибо киберспорт – не только прямое участие в турнирах. В такой огромной индустрии всегда есть место, в первую очередь, комментаторам (тот же, всеми любимый, Вилат), далее журналистам, аналитикам, продюсерам и т.п. Так что если вдруг киберспортсмен изо дня в день теряет свои скиллы, но имеет отличное представление о самой концепции игры и к тому же успел заработать немалую популярность, то его стримы однозначно будут иметь успех.
Чтобы не зацикливаться на одном, приведу сразу в противовес плюсы и пойдем дальше.
Доступность
Главным плюсом на самом деле можно считать именно доступность. Все, что нужно для того, чтобы попасть хоть в какой-никакой киберспорт – иметь достаточно неплохой компьютер ну и подключение к интернету, дальше все в ваших руках. Бесспорно, года вам явно не хватит для достижения хоть каких-либо результатов. Некоторые люди с раннего возраста начинали познавать азы той или иной игры, переходя, допустим, от Варкрафта к Доте 2, от КС 1.6 к Го с уже набитыми скиллами, что дает им неоспоримое преимущество.
К тому же, к доступности можно отнести нередкие турниры, на которых можно проявить себя, ибо даже в моем университете 2 раза в год проводятся такие вот соревнования по Доте2 и КС (с призовым фондом, конечно же).
Командность, развитие тактики и стратегии
Ну этот плюс точен и неоспорим. Что может объединять людей сильнее, чем общее дело, так еще и с немалым заработком? Хотя нет, не буду объединять это именно деньгами, ибо мне сразу же вспоминается 2014 год и летние ночи, когда мой переполненный скайп просто разрывался в 4 утра от криков «Нави дави!» и моими воплями в финале «The International». Если так объединяет обычный просмотр матча по скайпу, то что тогда говорить о настоящих полноценных турнирах где от работы в команде зависит исход?
В общем, суть вы уловили. Конечно никакая хорошая игра не обходится без построения тактики проведения матча и, скажу вам на опыте, что-что, а логически думать игры просто вынуждают. Каждое движение должно быть обдуманным, каждая клавиша нажата в нужный момент, каждый выстрел/скилл должен попасть точно в цель. Тут уже хочешь не хочешь, а мыслить придется.
Немного фактов:
- Самые популярные дисциплины киберспорта – Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, Hearthstone, League of Legends;
- Самые титулованные команды – Natus Vincere, Fnatic, Virtus.pro, G2.Kinguin, Team EnVyUs, Team SoloMid;
- Рекорд по призовым поставила дисциплина Dota 2 – более 17 миллионов долларов на The International 5;
- В 2015 аудитория киберспорта составила приблизительно 134 млн. человек;
- В ближайшие годы киберспорт в СНГ станет дисциплиной Олимпийских игр (всеми обсуждаемо-осуждаемый факт). В свою очередь на такой ответственный шаг пошли некоторые страны – Франция, Германия, Китай, Корея.
- Самая крупная сделка в истории киберспорта – покупка Twitch.tv за 970 млн.
И раз уж речь у нас идет о киберспорте, то тут грех будет не уделить совсем немного места CS:GO. Турниры по данной игрушке не в новинку, да и глупостью было бы так подумать, ибо они проводятся порядком десяти лет (естественно, учитывая все основные серии игры).
Но в отличие от турнира TI5 по Dota 2, в котором призовой фонд составляет 18 миллионов долларов, в ESL One Cologne 2015 по CS:GO дела обстоят намного проще: всего-то $250 000. Зато-о-о-о интереса со стороны публики хоть отбавляй! Вот про-игроки отмечают, что, мол, играют они не ради богатства, а ради трофеев а-ля их хлебом не корми, дай гранату да калаш. Хотя одно второму не мешает.
Fnatic (лучшая команда года!) всего за 2015 год умудрились заработать более 800 000 долларов, обогнав по этому показателю Team EnVyUs, которые разбогатели чуть больше, чем на $500 000. Но это всего лишь цифры для нас, которым мы можем только поражаться и восхищаться профессиональности игроков, их дружелюбию по отношению друг к другу в команде и так далее. Ведь атмосфера в команде прежде всего. Вот стоял бы выбор между вспыльчивым, неконтролируемым игроком с высоким скиллом и тихим, хладнокровным со средней игрой, то выбор пал бы на второго. Да, взаимоотношения и гармония превыше всего. Это играет главную роль.
На самом деле, киберспорт – настолько обширная тема, что уследить за ее развитием достаточно проблематично, а расписать это в небольшой статье и подавно. Глупо было бы делать акцент именно на игровом мире, допустим, СНГ или же брать что-то конкретное из фактов, турниров, заработка. Для кого-то игры – по настоящему серьезная профессия, для кого-то не больше, чем очередной вид развлечения, каждому тут свое. Однако повторюсь в вопросе, может быть на этот раз правда все бросить и уйти в киберспорт?
Левиза Никулина
Читайте также:
Фэнтези: вечная погоня за сказкой