Рекламу многие не любят, некоторые раздражаются при виде оной, но стоит согласиться, что большая часть населения игнорировать её не может (иначе она бы вымерла за ненадобностью).
Собственно говоря, мы, потребители, и обеспечиваем спрос на такое количество разнообразной рекламы – от печатных изданий, заказных статей и флаеров до визуальных форм для донесения публике мысли о том, что “наш продукт самый-самый” или “ну купите, пожалуйста”.
Стратегии рекламы изучают в университетах, секретами продвижения делятся на бесчисленном количестве мастер классов, а будущее этой самой рекламы описано в многостраничных томах разных учёных людей.
Стоит отметить, что рекламные кампании фильмов или сериалов несколько отличаются от обычной рекламы. Если реклама для товаров широкого потребления из-за разнообразия товаров на рынке должна показать все достоинства продуктов и доказать будущему покупателю, что этот продукт лучший, то рекламная кампания фильмов строится по сути в точности наоборот.
Так как аудиовизуальный продукт (будь то фильм или многосерийный сериал) – достаточно уникальная штука, то рекламщики этого направления пытаются заинтриговать зрителя и при этом раскрыть как можно меньше всяких подробностей сюжета. Кому захочется идти в кино, когда большая часть сюжета уже известна из трейлеров и описаний (привет последней части “Терминатора” чей трейлер открыл главную интригу всего фильма на второй минуте трейлера).
Понятное дело, что некоторым фильмам и реклама-то особо не нужна – назовите фильм продолжением какой-нибудь саги (например “Звёздные войны”) или скажите, что кино Стивен Спилберг снял, и это уже будет рекламой “что надо”.
Но зачастую, хорошая рекламная кампания фильма может сыграть ключевую роль в окупаемости оного. И современные тенденции этих кампаний гласят – чтобы заинтересовать зрителя, необходимо запутать его, а порою даже заставить усомниться – а реклама ли это фильма. Оттуда начинаются вирусные ролики и фейковые статьи. Ещё со времён “Ведьмы из Блэр” маркетологи поняли, что людям нравится смотреть на что-то, чего они не видели в трейлере, и что и не раскрыли в синопсисе.
Одним из ярких представителей подобных рекламных кампаний является промоушен фильма “Монстро“. Когда вышел первый ролик, никто ничего не понял – вечеринка по какому-то случаю снятая на обычную камеру апогеем которой стал какой-то звук и в последствии летящая практически на героев голова Статуи Свободы.
Среди кинолюбителей он наделал шума. В конце можно было увидеть название “Cloverfield” и больше ничего – популярность его росла с каждым днем. На долгое время этот проект ушёл в подполье. Однако, стали появляться аккаунты персонажей этого фильма в социальных сетях. Живое общение между ними, каждый день обновление новостей придавало ощущения реальности – казалось этот вирусный ролик не фейк, а настоящая история.
После некоторого времени проект все же вышел в свет – это оказался проект компании Дж. Дж. Абрамса и молодого режиссёра Мэтта Ривза, который до последнего не давал понять ровным счётом ничего из сюжета. И главное – не давал представления, что же может угрожать героям (ведь не все отрицательные персонажи могут так просто оторвать голову Статуе Свободы).
В фильме, надо отметить, эта интрига оставалась практически до последнего – мы видели лишь части и отрывки существа.
Стоит также сказать, что в случае Дж. Дж. Абрамса оригинальностью промо кампаний отличаются также и его сериалы – “Остаться в живых” со своими странными “вбросами” непонятной информации, которые потом разъяснят в сериале. “Грань”, что на поверку дня оказалась немного не тем сериалом, которого ожидали (не зря же Дж. Дж. плюнул на каналы, что потеряли всякую веру в нормальные рейтинги, и снимал исключительно только для зрителей – фанбаза у этого сериала достаточно обширна и не в последнюю очередь благодаря рекламе). Ну и, конечно, его “Westland” – трейлер, который длится 3 секунды и, конечно же, в нем ничего не понятно – это в стиле старого доброго Абрамса.
Ещё одним занимательным примеров удачной рекламной кампании является реклама фильма Нила Бломкампа “Район №9”.
За некоторое время до премьеры этой картины в интернете появились сайты правил проживания и поддержки жителей этого самого района №9. Появился сайт некой госструктуры, отвечающей за размещения существ в этом районе – он был в двух вариантах: “для людей” и “для прибывших к нам с космоса”.
Далее по городу появились таблички – “Только для людей”. Так, собственно, и озаглавили эту кампанию. Множество баннеров, твердящих, что вход, проезд или другие действия разрешены только для homo sapience.
Только за пару недель до премьеры, когда продюсер этой картины Питер Джексон стал активно рассказывать об этом произведении и о том, как ему понравилась эта история, картина стала проясняться. И в результате этот фильм мало того, что окупился и заработал достаточно много денег, так ещё и полюбился киноманам, дал дорогу в жизнь прекрасному актёру Шарлто Копли и заработал 4 номинации на Оскар.
С последующим фильмом Нила все вышло гораздо тише и спокойнее – сначала вирусные ролики и рекламные кампании о том, что обеспечит долгую и счастливую жизнь на Элизиуме, а после – несколько впечатляющих, но уже не столь интригующих трейлеров и постеров, ну и, конечно, большую часть ажиотажа сделала надпись “от режиссёра “Района №9″”.
Если говорить о вирусных роликах, мне кажется, стоит также упомянуть рекламную кампанию первого американского фильма Тимура Бекмамбетова.
Долгое время после выхода ролика в котором обычный офисный служащий неожиданно срывается, и начинает крушить весь офис, пользователи Youtube обсуждали, реальная ли это съёмка с камер наблюдения или же просто кто-то решил “приколоться” и собрать просмотров. Оказалось, что это реклама, которая сработала и стала даже в какой-то степени мемом во время волны популярности этого фильма.
Своим вирусным видео может похвастаться и “Апполон 18”. Только если все предыдущие ролики были сняты просто и со вкусом, то в данном случае рекламщики покопались в истории и смастерили архивные материалы – мол все по Михалкову (который твердил о том, его “Утомлённые солнцем” – практически документальный фильм). И что учёные обнародовали доселе неизвестные записи с луноходов (что-то подобное, если помните, пытались сделать “Трансформеры” – тоже космос, тоже вездеход и тоже неизвестная тень, которая в корне меняет историю развития уверенности человечества, что они короли вселенной).
Фильм “Начало” тоже решил сразу не пиарить себя своими многочисленными постерами и трейлерами. Был создан сайт, где можно было расследовать странного типа преступления и проходить уровни (как выяснилось с выходом фильма – сны). Был издан комикс о предыстории событий, которые привели наших героев в данную ситуацию. А также огромное количество разных странных статей на разных сайтах, которые косвенно пытались научно доказать возможность осознанного и коллективного сна.
Стоит заметить, что в общем на маркетинг этого фильма было потрачено около $100 млн, что является ну очень большой суммой для данной деятельности.
Напоследок, хочу привести ещё один пример хорошей интересной рекламы – фильм “Исчезнувшая”. Несмотря на простую концепцию и, по сути, прозрачность, кампания сработала, принеся деньги, успех и кучу зрителей данной картине.
А вся рекламная кампания состояла из реального поиска некой Эмми, которая исчезла из своего дома, и теперь весь небольшой городок ищет женщину. Полностью повторяя события фильма, был создан сайт “Find Emmy” и расклеены множество баннеров.
В заключение хочу сказать, что эти кампании далеко не единственные интересные и непонятные акции рассчитанные на достижения финансового успеха. Посмотрев на тех же Дж. Дж. Абрамса или Питера Джексона, маркетинговые компании ищут все более интересный способ заметить зрителя в зал для просмотра своих подопечных.
Мне, как киноману и просто любителю почитать и узнать новенькое, интересны ваши (читательские) примеры интересных промо ходов, на которые откликнулись вы или окружающий вас мир.
Читайте также:
Как определить режиссера, не читая титры