Над постерами для столь непохожих друг на друга фильмов как “Парк Юрского Периода”, “Список Шиндлера” и “Делай как надо!” работал один и тот же человек. И вы наверняка не знаете его имени.
Зовут его Том Мартин – ветеран среди арт-директоров. И он создал тысячи ставших знаковыми постеров, билбордов, обложек для DVD и других элементов графического искусства за свою 30-летнюю карьеру.
Голливудская история Мартина началась в Огайо в 1970 годах, когда он управлял процессом создания печатной рекламы и журнала для местного издателя. Когда этот издатель решил переехать в Лос Анджелес, Мартин отправился в путешествие вместе с ним.
Но в Лос Анджелесе он быстро устал от создания дизайнов для журналов и начал работать в маленьком агентстве, где он создал постер для фильма “Бритва” – его первая работа в кинематографе.
Его работа не осталась незамеченной и в конечном итоге принесла ему работу в Universal Pictures в качестве второго креативного директора и, впоследствии, главного вице-президента.
Работая на этих должностях он создал визуальное оформления для десятков фильмов и кампаний.
Теперь мы можем бесконечно долго вдохновляться его работами, ведь Мартин недавно передал свою коллекцию набросков, постеров и рисунков в библиотеку Академии Маргарет Херрик. Здесь они будут храниться в свободном доступе.
Коллекция Мартина позволяет взглянуть на мир дизайна постеров для фильмов с 1980 года по настоящее время. А в его наработках прослеживается переход к цифровому рисунку.
Постер ручной работы для “Strange Brew”
Если вам кажется, что этот постер для комедии 1983 года сделан вручную, интуиция вас не обманывает.
Несмотря на растущую популярность компьютеров и цифровых инструментов для дизайна, Мартин работал над визуальным оформлением для фильмов вроде “Strange Brew”, придерживаясь правил старой школы.
“Постер для “Strange Brew” был изначально картиной, на самом деле,” – говорит он. “Во времена до цифровых технологий иллюстрация была гораздо полезнее.”
Процесс, в ходе которого получилась такая уникальная композиция, занял достаточно много времени.
“Нужно было сфотографировать картину и получить палитру цветов. Затем вы сканировали эту палитру, чтобы конвертировать ее в CMYK. И лишь потом постер шел в печать. Это был полностью аналоговый процесс, все делалось вручную. Мы делали очень много ретуши с помощью настоящих кистей, когда еще не было Фотошопа.”
Поиски лого для “Парка Юрского Периода”
Во время работы в Universal Мартин столкнулся с одним из самых сложных проектов в своей карьере дизайнера. Это был “Парк Юрского Периода” Стивена Спилберга.
Каким было задание? Создать логотип, который бы стал брендом как для фильма, так и для самого выдуманного парка, о котором идет речь в кинокартине.
“Мы присутствовали на съемках и видели всех этих динозавров,” – рассказывает Мартин. “Они действительно собирались создать в фильме целый магазин с брендированными тематикой парка вещами. И на этих сувенирах должно было быть лого, которое нам предстояло создать.”
Несмотря на то, что у Мартина была целая команда дизайнеров в Universal, ему пришлось обращаться за помощью к небольшим агентствам вроде того, в котором он работал сам в начале карьеры. Каждое агентство получила оплату за свою работу. А те дизайнеры, чья работа в итоге стала своеобразным референсом для будущего лого, получили еще и дополнительный процент.
“Я работал с несколькими разными исполнителями. И мы создали целую огромную книгу логотипов. Но студии ничего не понравилось. Представляете? Сотни логотипов!”
В конечном итоге, они вернулись к лого с динозавром, которое использовалось на обложке романа Майкла Крайтона.
“Чип Кидд, который был дизайнером обложки книги, создал этот рисунок скелета динозавра. Мы вписали его в круг, быстро напечатали этот крошечный набросок и отправили продакшн-дизайнеру фильма.”
Но Мартин все равно считает, что в логотип нужно было добавить что-то помимо динозавра. Он нашел классический шрифт Newland и немного очертил его для создания глубины.
“Мы добавили вот эту небольшую сценку с джунглями в нижней части логотипа, чтобы придать ему масштаба. Без джунглей динозавр мог бы быть любого размера – он мог бы быть совсем малышом-динозавром. Добавив джунгли под ним, мы сделали его гигантским. Это весь мой вклад в этот логотип.”
Поиск дизайна для “Списка Шиндлера”
Когда речь заходит о другом фильме Спилберга, “Списке Шиндлера”, на отклоненные варианты дизайнов смотреть столь же интересно, как и на конечный результат. А все потому, что над теми вариантами, которые не понравились студии, работали не менее именитые дизайнеры.
Тони Сейнигер, Энтони Голдшмидт и Билл Голд пробовали себя в создании постера для “Списка Шиндлера”. А также в процессе участвовал легендарный дизайнер Сол Басс.
“Это была одна из высочайших точек в моей карьере. Я был на встрече в студии звукообработки. Сол Басс, Стивен Спилберг и я сидели в одной комнате и смотрели на постер Сола.”
Несмотря на то, что Басс уже тогда заслужил свое имя, ему все еще приходилось представлять Спилбергу свои идеи наравне с другими дизайнерами.
“Здесь присутствовал драйв конкуренции,” – вспоминает Мартин. “Сол был серьезным соперником, и он тоже ощущал присутствие конкуренции. Он все еще хотел, чтобы его выбрали, чтобы его… одобрили.”
Но Басс проиграл Джорджии Янг – независимому арт-директору, которая в итоге создала финальный вариант постера.
“Близнецы”
Запоминающиеся постеры начинаются с запоминающихся идей – и эта идея постера для комедии “Близнецы” 1988 года далась Мартину очень легко.
Вдохновение моментально нашло его, когда он узнал, что Майкл Гросс работал вместе с Иваном Рейтманом над дружеским фильмом Арнольда Шварцнеггера и Денни ДеВито.
“Майкл был раньше арт-директором в Esquire и National Lampoon. Он – один из моих героев в мире дизайна. С начала и до середины 70-х Майкл Гросс и Майкл Солсбери были настоящими рок-звездами в дизайне. И вот у меня наконец-то появилась возможность с ними поработать.”
Гросс был арт-директором, печально известным по своему постеру для обложки National Lampoon, где он приставил дуло пистолета к голове собаки. Также он создал лого для “Охотников за привидениями”.
Они наняли звездного фотографа, Энни Лейбовиц, для съемок для постера и решили не усложнять процесс.
“Мы сделали три серии постеров, и люди были в восторге. Нам удалось моментально уловить суть этого фильма и выразить ее в наиболее простой форме, используя как можно меньше слов и картинок. Вся кампания уложилась в эти три постера, которые захватили билборды по всей стране. Это был один из немногих рекламных принтов, о которых писали, да еще и положительные отзывы.”
Креатив на этом не закончился.
“Я придумал слоган, “Только мать может их отличить”. Он идеально передал смехотворную концепцию фильма. Мне нравится тот факт, что здесь суть в концепции, а не в декорациях. Что ее можно передать в небольшом скетче, и это будет столь же смешно, как и финальный вариант постера. Это одна из моих любимых кампаний.”
“Делай как надо!”
Этот фильм 1989 года Спайка Ли можно считать знаковым фильмом про Бруклин. Настоящим Нью-Йоркским кино. Но сам постер был придуман и создан в тысяче миль от мегаполиса.
“Спайк приехал к нам в Лос Анджелес, и мы вместе с Дэнни Айелло и Спайком провели съемку на парковке Universal. Мы арендовали такси, привезли костюмы и коробку с пиццей. И просто впихнули это все в один кадр.”
Работая в Universal, Мартин сделал еще несколько постеров для Спайка Ли. Один из самых крутых – “Тропическая лихорадка” с Уэсли Снайпсом.
“Постер для “Лихорадки” основан на серии фотографий межрасовой пары, которую я когда-то увидел в 60-е в журнале Eros. Мы получили разрешение на воссоздание снимка, и создали этот потрясающий постер.”
В гости к “Бейбу”
Некоторые из проектов Мартина запомнились ему самим съемочным процессам. Принимаясь за постер для “Бейб: четвероногий малыш”, он убедил своих боссов в том, что ему совершенно необходимо вместе с фотографом лететь в Австралию за снимком.
“Так забавно, что все в студии в тот момент не обратили особого внимания на этот фильм, считая его бесполезным и детским. Не думаю, что они поняли весь его потенциал. Я стал единственным, кто постарался и отправился в Австралию, где проходили съемки”
Прибыв в Австралию, Мартин увидел десятки свиней и сотни других домашних животных на съемочной площадке.
“Это было потрясающее зрелище. Бесконечные луга и холмы, ферма, на которой они выращивали и тренировали животных. Для роли Бейба можно было использовать только двух-трехнедельного поросенка. Поэтому приходилось постоянно заменять главного героя, ведь поросята растут быстро и вырастают из роли. У них было несколько поросят, которых они тренировали, снимали на протяжении двух недель и переходили к следующему. Это была захватывающая логистическая операция.”
Мартин хотел максимально точно запечатлеть личности животных, а потом обработать эти фотографии на компьютере. “Снимать животных под правильным углом и в правильном свете – задача не из легких,” – рассказывает он.
Создавая наброски для классической комедии Эдди Мерфи
Одна из самых увлекательных частей коллекции Мартина – это наброски ранних этапов работы над знаменитыми постерами.
“Идеи есть всегда, но они не всегда хороши. Важно, чтобы идея была не только подходящей, но ты смог ее продать.”
Для комедии Эдди Мерфи “Поездка в Америку” Мартин создал десятки маленьких набросков на кальке. Каждый набросок содержал в себе комментарии рядом со специфическими деталями вроде “сидит на платформе в метро” и “мусорные баки”.
В процессе создания дизайна те, кто принимают решения – директор, студия и иногда актеры – отсеивают идеи, и папка с набросками становится все тоньше.
Избранные варианты становятся более четкими и детализированными набросками, более похожими на финальные варианты постеров. Те наброски, работа над которыми почти завершена, оказывались на стене вместе с набросками от внешних агентств. И те, кто принимали решения, выбирали понравившиеся варианты.
В завершение
Том Мартин является членом Академии с 1993 года. В последнее время он работал над постерами для независимых киностудий и режиссеров. Он также разрабатывает два собственных фильма: музыкальная комедия, режиссером для которой станет Пенелопа Сфирис, и экшн супергеройская комедия, основанная на графическом романе, который Мартин создал вместе с музыкантом Зигги Марли.
Читайте также:
Если бы знаменитые логотипы поменялись цветами
В честь премьеры «Чёрной пантеры» Marvel представила, как мог бы выглядеть уличный стиль Ваканды