Не так давно мы с вами знакомились с двумя первыми периодами производства фильма – подготовительным и съёмочным. Сейчас же я предлагаю окунуться в самый трудоёмкий процесс – монтажно-тонировочный период или, как сейчас принято его называть, – постпродакшн.
На мой взгляд, это самый сложный период производства, потому что в нем монтажёрам, корректировщикам цвета, мастерам визуальных эффектов предстоит превратить сырой материал, часто сделанный с ошибками и погрешностями, в конфетку. И здесь без преувеличения можно сказать – это, порой, адски сложная работа.
Часы криворукой съёмки в золотых руках монтажёров, цветокорректировщиков, мастеров спецэффектов, звукорежиссеров и многих других людей, что участвуют в процессе, могут превратиться если не в шедевр (мы же помним прописную истину, что из всякого рода коричневых природных материалов конфетки получится не может), но вполне вменяемая и нормальная работа получиться может. А что уж там говорить, если режиссёр знал, что делал, и все на съёмочной площадке у них все получилось.
Предлагаю, начать по порядку. Одним из основных процессов во время постпродакшна является монтаж. Он, как и написание сценария, процесс не простой и нельзя сделать «смонтируем, а потом посмотрим»…
Вообще, на мой взгляд, режиссёр монтажа является одной из важных фигур кинопроцесса – он, как и сценарист, режиссёр и оператор может кардинально поменять мнение, что будет у вас складываться о картине, во время производства… Наверняка, вы встречали фильмы, что были неплохи по своей задумке, но, например, режиссёр фильма совершенно её не уловил и был где-то на своей волне (особенно такое случается с артхаусными режиссёрами, что попадают в большое кино). Так вот, монтажёр – один из тех людей, что могут исправить или хотя бы замаскировать ситуацию (если, конечно, режиссёром монтажа не является этот самый режиссёр).
Именно для этого монтажёры делают несколько этапов монтажа – первый и самый черновой, второй уже подчищенный и уже финальный (забудем о ещё паре тройке вариантов, которые будет отметать режиссёр).
Теорию монтажа как такового в этой статье затронуть в полном объёме я не смогу. Но поделиться своим опытом попытаюсь.
Отбор материала
Во-первых, не стоит пренебрегать таким процессом, как отбор материала – просмотр всего отснятого структурирует процесс – ты сразу же понимаешь, где придётся вносить правки. Если кино безбюджетное и снимается на креативе и энтузиазме создателей – правки дойдут прямо до сценария – во время съёмок, родилась ещё более креативная идея и концепция поменялась. Зачастую одна сцена, снятая в другом настроении, может поменять тон всего фильма (с учётом, что эта сцена вообще как-то влияет на ход событий). Также здесь можно отследить все технически плохие кадры – где все плохо с картинкой, где не синхрон по звуку и так далее.
Причём, отсматривать материал стоит начинать уже во время процесса, так как показывает практика – в постпродакшне всегда просрочены дедлайны.
Черновой монтаж
Второй этап – это черновой монтаж. Важная составляющая процесса, ведь возвращаясь к режиссёру – мало ли, как он себе это видит. Вполне вероятно, что кадры, которые были важны для режиссёра, и его видение вообще не совместимо с жизнью. Также при этом этапе монтажа можно сразу понять, где придётся урезать и что нужно будет выбрасывать.
Где-то там появляется такое явление как цветокоррекция и добавление визуальных эффектов, звука и всякой прочей ерунды.
Финал
Далее переходим к финальному монтажу – тут уже определены кадры, проведена цветокоррекция и звук уже в порядке. Это время для экспериментов – «а что будет, если мы сделаем вот так вот… или давайте переставим местами сцены… а давайте сделаем все в обратном порядке». В этот момент вряд ли произойдёт какая-то кардинальная смена направления в производстве, но часто именно в этот период рождаются «фишки».
Техники и правила монтажа
На данную тему есть огромное количество материала разной степени читабельности и понятности. Правил монтажа не так уж много, но что забавно – у каждого монтажёра они разные. Вот несколько правил, что используются чаще всего.
Правило 30 градусов – базовая рекомендация при монтаже, гласящая, что камера должна менять угол как минимум на 30 градусов при съёмке одного объекта в подряд идущих кадрах. Такой смены ракурса будет достаточно, чтобы добиться отличных друг от друга кадров и избежать скачка.
Правило 180 градусов — базовое правило кинематографа, гласящее, что при съёмке двух персонажей (или объектов) в одной сцене они должны сохранять единое (лево-право) взаимное расположение друг к другу. Другими словами, ракурс съёмки может меняться, но на разных кадрах один персонаж должен оставаться слева, второй — справа.
Перебивка (Cutaway / C.A.), или склейка на сторону – это разрыв последовательно снятого действия путём вставки кадра с чем-то иным. В телевидении этим примером часто злоупотребляют. Эти три правила упоминают практически все монтажёры в своих опусах на тематику теории монтажа.
Во всем же остальном – советы разнятся своей подробностью (не заканчивайте кадр морганием актёров, соблюдайте траекторию движения объекта в кадре), своей эмоциональной окраской (чувствуйте ритм кадра, выспитесь – на свежую голову думается лучше), полезностью советов (монтируйте без звука). Ну и большинство сводятся к классическому – НИКАКИХ ПРАВИЛ.
Для более подробной информации можно ознакомиться, например, с журналом Cinema Editor.
Чтобы подвести итог, хочу сказать, что режиссёр монтажа очень часто спасает фильм, и монтаж как таковой не следует недооценивать… Ведь по большей части, именно из-за монтажёров фильмы получаются такими, какими вы их смотрите. И, на мой взгляд, совершенно несправедливо то, что монтажёров знают гораздо меньше, чем обычных постановщиков фильмов. Ведь, Без Салли Менке не было бы “Криминального чтива”, без Зака Стенберга не было бы “Матрицы”, а без Нейвена Хоуи не получился бы “Карты, деньги, два ствола”.
P.S. Из монтажёров получаются очень хорошие режиссёры. Так что, амбициозные режиссёры монтажа – дерзайте!
Читайте также:
Основы кинопроизводства: подготовительный период