Съёмка фильма, это как постройка дома – если фундамента нет или он сделан плохо, то дом со временем развалится или же не будет достроен вовсе.
Вот, та же участь может постичь и кинопроизводителей, если они проигнорируют подготовительный период и начнут действовать, основываясь на своем порыве, ведь, по сути, это опять же как строить дом на песке (простите за мои строительные метафоры) – без подготовки почвы ровных стен, стоящих под углом 90 градусов, вы не добьётесь.
Представим, что вам в голову пришла идея снять фильм – короткий метр или же полный, в данном случае это не важно, ведь подход к организации процесса не отличается, несмотря на объём. Так вот, вам пришла идея и вы, предположим, никогда раньше не снимали или не участвовали в съёмках и понятия не имеете что да как и почему.
“С чего же начать?”- спросите вы. Ответ прост – с рынка и маркетинга. Поймите, что в этом суровом мире, когда вам надо будет найти спонсора, ваш продукт должен будет хоть для кого-то быть интересным и полезным. Поэтому я предлагаю для начала провести маркетинговое исследование. Популярна ли тема, что вы затрагиваете? Среди какой аудитории она популярна? И если эта аудитория незначительная, то как модернизировать свою идею согласно запросам и уровню зрителя. При этом необходимо сделать несколько вещей: не разочароваться в своей идее (так как дальше тогда не имеет смысла вся эта канитель); не недооценить своего зрителя (многие производители массового кино страдают данной проблемой – они уравнивают зрителей приблизительно до планки 13-14 лет, и это позволяет им расширять аудиторию); а так же точно определиться, каким вы хотите видеть кино – это будет всем доступный фильм-аттракцион, или же глубокомысленная драма или же и вовсе артхаус (при этом вы должны не переоценить публику – она, конечно, не на уровне 13 лет, но экранизировать философские трактаты Гегеля тоже не надо – многие просто не поймут).
Предположим, мы выбрали аудиторию, не разочаровались в мире и все таки решили, что оно того стоит – снимать кино. Что же дальше….
А дальше начинается очень многоуровненный процесс. Начинается он с написания и переписывания сценария и по ходу дела поиска единомышленников – режиссёра и продюсера. Тут опять же будет понятно, хорошо ли вы провели маркетинговые исследования – заинтересуется ли продюсер вашей работой и захочет ли ввязаться в эту авантюру (любой фильм по сути своей авантюра разного размера в зависимости от хронометража оной).
Когда готов сценарий, его автор получает гонорар и покидает водевиль. Далее равными двигателями прогресса являются 2 главных человека в производстве – режиссёр и организатор.
Начинается период написания режиссёрского сценария, а после – создание раскадровки. При этом уже начинают учитываться все детали будущего производственного процесса – локация, время, персонажи, костюмы, реквизит – все это уже начинает выплывать на поверхность. И работа появляется уже и у художественного отдела вашего производства (костюмер, художник постановщик и все ему подчиняющиеся). Это конечно, с учетом того, что у вас есть средства на него. Если же нет – тогда просто вы определяете, что нужно будет в будущем для успешного съёмочного периода.
При этом основной фигурой в данном случае является продюсер – в зависимости от того, сколько денег он привлёк в проект, формируется сначала смета, а после и официальный бюджет фильма. В бюджете описана практически каждая пылинка, иголка и яблоко, что представляют некоторую важность во время съёмок.
Параллельно работает также и локейшн менеджер – его задачей является найти место для съёмок, выбить разрешение на съёмку, если нужно, утвердить его с режиссёром (соответствует ли это место драматической составляющей сцены), утвердить его с продюсером (вписывается ли это место в бюджет), утвердить с художником постановщиком (сможет ли он преобразовать локацию в соответствии с необходимыми условиями).
Далее начинаются “весёлые времена” кастингов на роли в фильме. Тут будет огромное количество вариаций и вариантов, режиссёр будет долго мучить всех и вся, пытаясь понять, каким он видит того или иного персонажа.
После начинаются репетиции и примерки костюмов, при этом, понятное дело, хорошо было бы решить и все финансовые вопросы – кто, сколько и когда получит. И где-то же в это время происходит утверждение художником своих “художеств” – декораций, важного для сюжета реквизита и костюмов.
Далее в активную игру (ибо существуют все в этом конвейере практически сразу) включается ассистент – за ним согласование графиков актёров и выстраивание календарно-постановочного плана съёмки. Составление плана включает в себя несколько стадий – уже упомянутый выше график съёмок актёров, далее – определение количества повторяющихся планов.
Что имеется в виду? Планы группируются по локациям, по сценарным дням и по времени суток, и тем самым облегчают работу съёмочной группы, ведь им не придётся делать кучу переездов в соответствии с последовательностью повествования, что значительно сокращает время производства. Они же и определяют среднюю продолжительность съёмки каждого плана – на что уйдёт целый день, а что можно отснять быстро и без трудозатрат.
Далее определяем общий порядок съёмок – обычно первой на съёмочную площадку приезжает административная группа – бойцы невидимого фронта, которые обеспечивают условия для съёмки – все, от стульев недалеко от площадки и до еды (что, кстати, немаловажный пункт у большинства актёров). Далее приходят костюмеры, гримёры, художники. За ними режиссёрская группа и операторская группа – ассистенты режиссёров, актёров, операторов и все остальные помощники, что могут понадобиться на съёмках. Где-то там же появляется оператор и уж только потом актёры и режиссёр.
Но это, конечно, теория – на деле вы можете выстроить порядок съёмочного процесса как вам будет удобнее – а вдруг у вас натурные съёмки, и вы точного места не выбрали – тогда режиссёр прибудет первым. И в таких случаях лучше просчитать все это заранее.
Ближе к концу подготовительного периода возникает оператор – он рисует операторскую экспликацию, смотрит, что и как он будет снимать, заказывает технику и вообще много активничает.
Иногда, когда режиссёр и композитор в очень хороших отношениях и на “одной волне”, так сказать – второй начинает уже работать над музыкой. Ничего пока конкретного, но наброски под настроение могут уже и появиться. Примером таких отношений является Кристофер Нолан и Ханс Циммер – главная мелодия из “Интерстеллара” была написана ещё до начала основной “движухи“. Режиссёр просто рассказал идею и сценарий, поделился настроением. И вуаля! Можно было уже снимать, ориентируясь на музыкальное сопровождение.
Когда свет заказан (благодаря продюсеру, конечно), костюмы забраны из хранилищ, транспорт знает, что он нужен (иногда даже отдельного человека просят следить за ним) и смета с календарно-постановочным планом уже готовы, тогда съёмочная группа (которая, к слову, может насчитывать до 50 человек) как прыгуны в воду затаивают дыхание. Ведь дальше прыжок – начало съёмочного процесса.
По итогу, как мы можем видеть, если подготовительный период пройдёт плодотворно и активно, то шанс срыва всей съёмки значительно уменьшается. Конечно, останется форс-мажор и человеческий фактор, но первый не так часто встречается, а второй можно или быстро предотвратить, или найти решение по факту.
Ну что же, встретимся в съёмочной периоде.
Готовьтесь с умом, снимайте с удовольствием!
Превью: Depositphotos
Читайте также:
25 фильмов, которые должен знать каждый фотограф и кинооператор