Есть прослойка творческих людей, что могут творить практически на ровном месте, но, создав историю или подав идею, бьются головой об стену. Когда дело доходит до представления или защиты своей работы перед другими людьми, творцы превращаются в невнятно говорящих людей, что не могут донести свою мысль себе, не говоря уж о других людях.
Сама столкнулась с такой проблемой – когда вроде бы и есть сценарий. И даже те, кто его читали, говорят «снимай», а как дело дошло до питчинга перед потенциальными режиссёрами и продюсерами, то запинаясь и перемежая свою речь разного рода словами-паразитами, связываешь пять предложений. И то из них было понятно, что есть герой и он попал в какую-то заваруху.
Единственное, что тогда удержало меня от истерики – другие были ещё хуже. И именно в этот момент я поняла главную проблему – никто никогда этим людям не рассказывал, как готовиться к защите проекта.
Есть вариант, когда питчинг проходит в весьма благоприятной обстановке, и вам не нужно волноваться по поводу того, как же подать идею – во время приятной беседы история сама расскажется и заинтересует (при условии, что история и правда интересная).
Однако, подавая на конкурсы сценарии или идеи (не обязательно даже киношного характера) вас ждёт вполне официальный питчинг перед жюри. И тут надо будет готовиться.
По опыту друзей и знакомых могу сказать, что заучивать ранее написанный текст – не очень хорошая идея. Вы можете его забыть, и в таких случаях, обычно, как раз начинается ступор.
Также, не советую использовать импровизацию. Очень немногим она по-настоящему дана, и ещё меньше людей умеют ею пользоваться. И, чаще всего, то, что вам кажется оригинальнейшей импровизацией, вызывает у слушателей некоторое раздражение – ведь речь ваша не будет столь гладко литься и мысль не будет последовательна.
Что же в случае питчинга следует делать? Майкл Ленгсфилд (сценарист и лектор по сценарному мастерству в университете восточной Англии) советует использовать «правило пяти пальцев».
«Правило пяти пальцев»
Начнём пожалуй с самого начала. Практически каждую историю можно соотнести с формулой Девида Мемета (сценарист таких фильмов как «Ганнибал» и «Почтальон всегда звонит дважды») – «Кто-то чего-то хочет и испытывает трудности в получении этого» («Somebody wants something and has trouble getting it»).
Эту формулу легко применять, оформляя логлайн или же заявку, и именно на основе этой формулы действует правило 5-ти пальцев. Для наглядности предлагаю прямо нарисовать у себя на бумаге руку с пятью пальцами и каждый тезис записывать соответственно на каждом из них.
Поехали!
Первый палец отвечает у нас за жанр и общую информацию о проекте. Чем лаконичнее вы высказываетесь, тем сформированнее кажется ваша идея. В этом пункте можно указать примером: “драма”, “триллер”, многосерийная адаптация романов Томаса Харриса о Ганнибале Лекторе.
Далее идёт следующий палец – герой и его особенности, черты характера (“Кто-то”). Здесь, например, можно написать – психиатр с очень развитой эмпатией и способностью вычислять особо опасных убийц.
Переходим к следующему пальцу. Тут надо поставить своему персонажу цель (“чего-то хочет”) – найти убийцу, доказать, что Ганнибал Лектор маньяк, например.
Эти три пальца, по сути, соответствуют первым двум частям трёхактного повествования. Они дают нам экспозицию, завязку и некоторое развитие действия вплоть до критической точки, когда все полетит к чертям.
Далее переходим к четвёртому пальцу – проблеме и конфликту (“испытывает трудности в получении этого”). В случае Брайана Фуллера и его многосерийного фильма “Ганнибал” (о котором, как вы уже догадались и идёт уже речь) можно наблюдать как внешний, так и внутренний конфликт. В данном конкретном случае: внешний конфликт – найти и посадить убийцу большого количества человек. Внутренних же конфликтов за весь сериал несколько – дружба с монстром, предательство этой самой дружбы и исследование монстра в себе самом.
Далее мы переходим к последнему пальцу – что в результате вынесет герой. Выйдет ли он победителем, и почему эта история затронет зрителя. Это могут быть сложные взаимоотношения двух друзей или же борьба меду добром и злом в человеке.
Если подытожить все эти пять пальцев, то вы смастерите неплохую такую презентацию для своего проекта. Вам не надо будет заучивать весь синопсис или на ходу придумывать/вспоминать сюжет. Все просто – вы знаете основные отправные точки вашей истории и теперь любому инвестору или просто заинтересованному лицу в нескольких предложениях вы опишете суть всего вашего проекта.
Так что, пишите и презентуйте на здоровье!
Превью: Depositphotos
Читайте также:
5 причин, по которым сиквелы получаются плохими