fbpx

Интервью с режиссером и оператором Иваном Жербиным

В этот раз мы отлично провели время и побеседовали о насущном с режиссером и оператором Иваном Жербиным, основателем компании INSIDE film production.

nXqW-R3CEp8

1. Сколько лет работаете в сфере кино?

Если говорить именно о «сфере кино», а не о видео, – пять лет.

2. Чем занимаетесь – съемкой полнометражных фильмов или короткометражек? Какие фильмы?

axKJLtOty3k

У меня своя продакшен студия – за 5 лет работы нашей командой было снято 8 игровых короткометражных фильмов, на пяти из них я работал в роли второго режиссера, на трех – как оператор-постановщик. Кроме того, за это время было снято два больших документальных проекта.

Если говорить о «съемке полнометражных фильмов» – тут скорее немного не та формулировка вопроса, – да, конечно, спустя пять лет и имея довольно большой опыт в короткометражном кино (крайний наш фильм «Бравист» был показан на Канском фестивале в мае этого года), можно с большой долей вероятности сказать, что запуск полного метра на базе продакшена реален. Но! Сразу же встает вопрос о генеральном продюсировании проекта – на коротких метрах роль ген.продюссера картин ложилась на плечи режиссеров-постановщиков, в дебютном же полном метре, на мой взгляд, это практически нереально. Я думаю, это следующий этап в развитии – через пару лет все будет 🙂

3. Как происходит съёмочный процесс?

TTFT4IDU-1E

Все начинается с работы над сценарием, причем сразу скажу, – есть вещи, которые я не смогу снимать, – речь идет о какой-то личной неприязни к определенным темам (в основном, это касается индустрии музыкального видео и блогов) – тут стоит довериться интуиции, если чувствуешь на самом старте проекта, что как-то «душа не лежит» – значит дальше будет хуже. Не берись. После утверждения сценария начинается работа над поиском локаций для съемок, запускается кастинг актеров. Вообще сам процесс кастинга, на мой взгляд, самое главное в «кино». От того, насколько близких по сюжету и по духу себе людей ты найдешь, полностью зависит успех проекта, даже если где-то в других цехах будут проколы, хорошие актеры спасут ситуацию в целом.

Читайте также:  Страх и ненависть в Болливуде

Вместе с кастингом собирается съемочная группа, чаще всего мы работаем одним и тем же составом, но в зависимости от масштаба проекта приглашаем отдельных специалистов (например, пиротехники, снег-дождь, пластический грим и так далее). Тут очень важно стараться всегда сохранять вежливые – деловые отношения со всеми людьми, кого ты привлекаешь к проекту, даже если это, например, «питание на площадке», и ты этих ребят, может быть, больше никогда не увидишь.

В сфере кинобизнеса (да и бизнеса вообще) все-таки лучшей рекламой является «сарафанное радио» – никогда не угадаешь, откуда оно может сработать).

Ну а дальше все просто, – когда локации утверждены, актеры найдены, сделаны пробы по костюму, гриму, образам – переходим к съемкам. Тут главное «выключить в себе творчество», как говорится «бумага все стерпит», а вот камера и бюджет – нет. Конечно, при планировании съемочной смены, особенно на первых порах, надо обязательно закладывать около 20% времени на импровизацию, варианты и «мысли вслух», но все же следует придерживаться заранее составленных документов, иначе все может закончиться печально.

По своему опыту скажу – мы планируем смену, на игровом проекте, из расчета не более 12 кадров за 12 часов работы (включая детали), то есть, примерно 1 кадр – 1 час. Конечно, если требуется снять сложную панораму (кран, рельсы, стедикам), то время рассчитывается по-другому – исходя из ключевых фаз кадра (а их не меньше трех), иными словами, на сложно-постановочный кадр уходит от трех часов до целой смены.

После того как съемки завершились, приступаем к монтажу.

Тут, на мой взгляд, важный момент – не браться сразу за склейку кадров, надо подождать какое-то время, дать материалу спокойно перевариться в голове.

Это поможет взглянуть на весь фильм новым взглядом. Например, очень полезно, после того как сделан черновой монтаж по раскадровке, показать его специалисту (другу, мастеру), который вообще не в курсе того, о чем будет ваш фильм – как минимум, вы увидите честную реакцию зрителя, а скорее всего получите очень дельные советы.

Читайте также:  Что смотреть после Нового года: женская версия

Ну и конечно, на всех этапах постпродакшена важно беречь свои нервы 🙂

4. Где ищете подходящие локации для съёмок?

Z3VuUS9xzic

Обычно, на этапе прочтения сценария возникают некие визуальные образы, кадры из просмотренных фильмов, картины, увиденные места – дальше при работе с художником постановщиком эти референсы утверждаются и уже под них ищем (или строим) конкретные локации. Я, например, довольно часто хожу по городу пешком и фотографирую на телефон интересные мне места, причем чаще даже не под конкретный проект, а так, в копилку – в нужный момент эта копилка разбивается 🙂

5. Какой техникой пользуетесь?

Все зависит от конкретного проекта. Мы снимали и на ARRI ALEXA и на Red Epic, но тут всегда встает вопрос бюджета и сложности организации всего остального процесса. Кинокамеры требуют особого внимания, – группа теряет в мобильности, и некоторые кадры, просто невозможно снять из-за размеров камеры. У нас в продакшене есть так называемая «рабочая лошадка» sony fs-100 – довольно старая камера (3 года), но она до сих пор покрывает многие малобюджетные игровые проекты, не говоря уже о документальных. Если говорить об оптике – на мой взгляд, очень хороший выбор, из недорогих объективов, – линейка samyang vdslr – по качеству картинки почти не уступает CZ compact prime, а в чем-то даже выигрывает.

6. Какая съёмка сейчас популярна? Какие новые тенденции?

Если судить по роликам на вимео и ютубе, с точки зрения работы оператора, сейчас популярна «плавающая камера», однако не стоит забывать, что сюжет имеет первостепенную важность – главное, чтобы все работало на его развитие.

7. Какие трудности возникают во время съёмок, и как с ними справляетесь?

qzBprIhNG24

О некоторых проблемах и методах их решения я рассказывал выше. Если в целом – не берите на себя сразу несколько функций, то есть, когда вы являетесь и режиссером и оператором, надо отдавать себе отчет, что в смену вы снимете в 2 раза меньше кадров, так как сначала репетиции с актерами, потом уже свет, камера и так далее. То же самое касается ситуации, где вы и режиссер, и продюсер, и администратор – надо понимать, что могут возникнуть накладки по времени и по финансам. Найдите себе толкового помощника – одна голова хорошо, а кино все-таки коллективный вид искусства, и конечный результат зависит от успешной работы большого (начиная от 2х) количества людей. Ну и еще раз – «бумага все стерпит» рисуйте раскадровки, планировки, продумывайте мизансцену заранее, – это сильно сэкономит время, нервы и деньги на съемках. А еще важный момент – если так получилось, что вы получили определенный бюджет на проект – первым делом отнимите от него 10% и спрячьте их подальше – это минимальная подстраховка на случай, если что-то пойдет не так (цифра может меняться).

Читайте также:  5 неожиданных фактов о создании героев мультфильма "Головоломка"

8. Какие советы дадите новичкам?

4gz-80-MAqw

Ничего не бойтесь, – нужная степень самоуверенности (при должной подготовке) сильно поможет. Задавайте вопросы – специалисты, давно работающие в индустрии, с радостью подскажут, что и как лучше сделать. Старайтесь не нервничать и не срываться во время съемок – это только помешает процессу, а особенно повлияет на игру актеров.

Если требуется решить какой-то конфликт – лучше отойти в сторону и обсудить проблему с глазу на глаз.

Улыбайтесь, – харизма делает чудеса, особенно во время получения разрешения на съемки в сложных государственных объектах и при общении с правоохранительными органами. Помните, для них все-таки еще существует «магия кино». Так пусть она будет увлекать и вас на покорение новых вершин 🙂 Удачи нам!

Читайте также:

Как снимается кино: спецэффекты в фильмах прошлого и будущего

Вдохновляющие истории великих кинорежиссеров

Азбука Кино. Часть 1

Поделиться:

Про автора

Реальность полна абсурда, когда абсурд и есть реальность.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: