Как это было: краткая история моушн-дизайна

24 кадра 1 809 просмотров 0 0
Как это было: краткая история моушн-дизайна

Для того, чтобы хорошо разбираться в теме моушн-дизайна, нужно обратиться к его истокам. А они ой как противоречивы. Но одно точно ясно: анимированные изображения — это уникальная ниша в истории искусства 20 века. Первооткрыватели экспериментального кино 1920-х годов оказали огромное влияние на последующие поколения аниматоров и графичеких дизайнеров. А появление анимированных названий фильмов в 1950е годы стало фундаментом для развития новой формы графического дизайна — моушн-графики.

Предпосылки к анимации

С самого начала существования человечества мы стремились достичь чувства движения в создаваемых произведениях искусства.

Это стремление берет свое начало с самых древних времен: оно просматривается в наскальных изображениях, найденных во Франции и Испании — на рисунках у животных изображено несколько конечностей для того, чтобы передать ощущение, что они находятся в движении.

Но анимация не может существовать порознь с основоположным свойством человеческого зрения — инерции зрительного восприятия.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna5

Это способность, которая сохраняет в зрительной памяти изображение на доли секунды после того, как оно исчезает. Таким образом наш мозг воспринимает быструю последовательность различных неподвижных изображений в виде непрерывного движения. Короткий период, в течение которого каждое изображение сохраняется на сетчатку, что позволяет ему сливаться со следующим изображением.

Первые оптические изобретения

Хотя концепция инерции зрительного восприятия была взята за основу в 19 веке, нужный результат не был достигнут, пока в Европе не появились специальные оптические приспособления, позволяющие действительно создавать анимацию, пускай и сложными путями.

Например, одной из ранних форм развлечений был так называемый волшебный фонарь — устройство, над которым ученые задумывались еще с 17 века. Фонарь транслировал нечто наподобие слайд-шоу в виде нарисованных картинок.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna8

Изображения, которые иногда достигали длины в один фут, менялись с помощью специально встроенных механических рычагов, зубчатых колес и ремней. А быстро сменяющиеся картинки слайд-шоу позволяли создавать видимость движения. Работало это все, как положено, на топливе.

Одним из самых успешных изобретений, которые позволяли картинкам “двигаться”, стал тауматроп. Он не только был очень популярен в Европе в 1820-е годы, но и прославил своего изобретателя — физика Джона Пэриса, хотя очень часто его заслуги в изобретении тауматропа приписывают ошибочно Джону Гершелю.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna7

Само по себе устройство не было сложным: это был небольшой бумажный диск, к которому прикреплялось два шнурка с двух сторон. Каждая из сторон содержала в себе изображение, и когда диск начинал быстро вращаться, они сливались. Это достигалось с помощью  растягивания шнурков в разные стороны. В результате диск начинал вращаться то в одну, то в другую сторону. Чем быстрее было вращение, тем правдоподобнее становилась иллюзия.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna10

Немногим позже, в 1832 году, бельгийский физик Жозеф Плато, вдохновившись “Колесом Майкла Фарадея”, представил в Европе конструкцию под названием фенакистископ.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna1

Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.

— Жозеф Плато

В свое время фенакистископ был широко популярен в 19 веке в Европе и даже Америке, но только до тех пор, пока Вильям Горнер не изобрел зоотроп — “колесо жизни”— устройство, которое не требовало применения зеркала. Представлял он из себя невысокий цилиндр с открытым верхом, который вращался по центральной оси.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna11

В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более дюжин картинок, тогда как диски не могли вместить больше двух дюжин.

— Жорж Садуль

Но популярность зоотропа тоже была непродолжительной: был изобретен праксиноскоп — предшественник кинопроектора. Устройство позволяло получать более четкое изображение, преодолевая искажения картинки путем размещения изображений вокруг внутренних стенок внешнего цилиндра. В центре цилиндра была размещена зеркальная призма, число сторон которой соответствовало числу миниатюр. Такая конструкция впервые позволила получить плавное движение картинок.

Ранние изобретения в области кинематографа

Все началось с губернатора Калифорнии (нет, не того самого). Речь идет о Лиланде Стэнфорде, который в 1860-х заинтересовался исследованиями Этьена Марей, французского физиолога, который предположил, что движение лошадей отличаются на самом деле от представления о нем большинства людей. Будучи решительно настроенным докопаться до правды, Стэнфорд нанял фотографа, снимавшего разнообразные сюжеты Дикого Запада, чтобы зафиксировать и записать походку своего скакуна. В итоге, фотограф — Эдвард Майбридж — даже опубликовал некоторые из исследований в журнале Scientific American.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna12

Все это вдохновило Эдварда на создание зоопраксископа — конструкции, которая позволяла проектировать на экран до 200 изображений. Этот предшественник современных кинокамер был встречен с огромным энтузиазмом в Америке и Англии. А в 1884 году Майбридж продолжил свою исследовательскую работу уже в Университете Пенсильвании: он провел более ста тысяч детальных исследований движений животных и людей, подвергавшихся разнообразным физическим нагрузкам. Это было настоящим прорывом — эти визуальные данные помогли очень многим представителям искусства в достижении понимания природы движения.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna4

А через пять лет, в 1889 году, Ганнибал Гудвин, американский священник, разработал прозрачную пленку на основе целлюлозы, которую Джордж Истман запустил в производство. Впервые в истории длинная последовательность изображений могла показываться в одном потоке, в свою очередь, зоотроп и праксиноскоп могли отображать только до 15 кадров в потоке.

Позже в Англии братья Люмьер изобрели кинору — устройство в виде колеса, которое вращаясь с помощью рукоятки позволяло воспроизводить череду фотографий в виде движения.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna13

В конечном итоге, это изобретение стало основой устройства синематографа — первой серийной камеры-проектора современного кино. С тех пор кинематографические фильмы проецируются на большой экран для широкой публики.

В дополнение к началу съемок настоящих фильмов начали создаваться концепции методов для перемещения картинок на большой экран.

Еще до Warner Brothers, MGM и Disney, истоки классической анимации прослеживаются до политических карикатур в газетах. А первым анимационным персонажем стал Кот Феликс — и он существовал еще до Микки Мауса. Того самого первого мульта мы не нашли на просторах ютуба, но вот его более поздняя версия:

Он был создан австралийским карикатуристом Пэтом Салливаном и стал первым узнаваемым американским персонажем в истории анимации. Анимированное живое существо произвело невероятное впечатление на публику.

Следующим шагом стало изобретение “пошаговой” анимации, разработанной в 1910 году — и это стало настоящим техническим прорывом в этой сфере: теперь для создания анимации использовались полупрозрачные рисунки на целлюлозной основе, которые накладывались друг на друга. Это позволило начать использовать эффект двойной экспозиции: теперь картинки растворялись друг в друге, выцветали и волшебно преобразовывались.

Несколькими годами позже Сюарт Блэктон — англичанин, эмигрировавший в США, который позже станет отцом американской мультипликации, обнаружил, что можно достигнуть иллюзии движения и другими способами — например, с помощью покадровой съемки. В 1906 году его компания Vitagraph выпустила короткометражный анимационный фильм “Комические фазы смешных лиц”. За основу было взято одно изображение с фиксацией каждого малейшего изменения.

Далее была “Фантасмагория” Эмиля Коля (1908) — фильм, который расширил возможности анимации: теперь в одной сцене были смешаны кадры “из жизни” и нарисованные элементы.

Экспериментальная анимация

На рубеже 20 века художники начинают отвергать классическое представление об искусстве. Причина этого явления — изменение экономических, социальных и культурных условий. Этот импульс привел к быстрой эволюции абстракции в живописи и скульптуры. Революционные идеи художников кубизма начали выражаться в изображении пространства геометрическим способом. А итальянские футуристы стали интересоваться в изображении движения на полотне в качестве средства освобождения народных масс от жестокого обращения, которое они получали от правительства. Дадаисты и сюрреалисты стремились, в свою очередь, избежать традиционных ограничений, исследуя свое подсознание. Стандарты красоты поменялись, и это проявилось в музыке, поэзии, скульптуре, живописи, графическом дизайне и экспериментальном кино.

Основоположники “чистого кино”

В моду начинает входить голливудское кино, подтверждая постепенно такие ценности как семья и патриотизм. Фильмы начинают рассматриваться в контексте произведений искусства, а не технологического прорыва или способа нажить целое состояние. «Чистое кино» — это название первых анимационных фильмов абстрактного характера, завоевавших уважение у арт-сообщества.

В начале 1900-х шведский музыкант Викинг Эггелинг описал свою теорию живописи с помощью музыки с точки зрения «инструментов» и «оркестровки» с целью подчеркнуть музыкальную структуру визуального искусства. Нигилистические тенденции движения дадаистов дали Эггелингу свободу действий: он начал сотрудничать с режиссером Гансом Рихтером. Они начали создавать серии рисунков на основе прямых линий и кривых различной ориентации и толщины. Все это воспроизводилось в линейной прогрессии через длинный свиток бумаги. Так была создана “Диагональная симфония” (1923).

В это же время велась кропотливая работа над фильмом “Механический балет” Фернана Леже, художника, который внес основной вклад в развитие кубизма.

Фильм был снят без сценария и демонстрировал желание автора объединить механическую энергию с элегантностью балета. Бестелесные фигуры и металлообрабатывающие станки были показаны в ритмичном и соблазнительном танце.

После Первой мировой войны, немецкий художник Уолтер Руттманн в 1920 году основал свою собственную кинокомпанию в Мюнхене и снял ряд анимационных фильмов  характера под названием “Опус”, все из которых были посвящены изучению взаимодействия геометрических форм. “Опус 1” (1921) стал одним из самых первых абстрактных фильмов, который был снят в монохромном варианте, а затем раскрашен вручную автором.

Революционным подходом к съемкам кино отличался и Ман Рэй (Эммануэль Радницки). Он родился в Бруклине, но почти всю жизнь проработал авангардным портретистом в Париже. К началу 1920-х у него уже был свой стиль и репутация: он снимал только с естественным светом и только в неформальных позах. Коммерческий успех позволил ему дальше продолжать свои эксперименты — он придумал новый метод переноса изображения на бумагу — фотограмму.

kratkaya-istoriya-moushn-dizajna3

Эта технология позволяет делать снимки без использования камеры, таким образом Ман Рэй снял несколько сюрреалистических фильмов без камеры, один из которых — “Морская звезда” (1928).

Чуть позже, в 1930-е, Александр Алексеев, российский режиссер, и его американский коллега Клер Паркер изобрели так называемую “pinscreen animation” — один из самый эксцентричных методов анимирования. Это хитрое изобретение состояло из тысяч близкорасположенных друг к другу булавок. Выглядело это приблизительно вот так:

При условии освещения, отбрасывающие тени от булавок производили широкий диапазон тонов, создавая драматические текстурные эффекты, которые напоминали собой резьбу по дереву. Результаты этого процесса можно увидеть в короткометражке “Ночь на Лысой горе”.

Булавки, съемка без использования камеры — это еще не все. Есть еще один хитрый способ — выцарапывание изображений прямо на пленке. Так делал Норман Макларен. Невероятно богатые текстуры и узоры его фильмов были достигнуты только с помощью царапин и распыления краски.

Еще одним известным кинематографистом была Мэри Эллен Бьют. Она училась живописи в свое время и получила степень в Йельском университете. Она была заинтересована кинопроизводством, а также сотрудничала с Шиллингером, музыкальным композитором, который считал, что музыка обязательно должна быть проиллюстрирована с помощью киноряда. Они рещили вдвоем создать подобный кинопродукт, но из-за путаницы в образах этот амбициозный фильм не был завершен. Мэри Эллен Бьют фотографировала самые разные предметы на разных выдержках: расчески, мячики для пинг-понга, дуршлаги. Она намеренно снимает их в искаженном виде в отражениях от стены, чтобы скрыть реальное происхождение этих предметов. Ее первый фильм в 1930-х годах, “Ритм в свете”, был снят в основном с помощью бумаги и картона.

Ян Шванкмайер был одним из самых замечательных европейских кинорежиссеров 1960-х годов. Его новаторские работы помогли расширить сферу традиционной анимации за рамки концепций мультфильмов Диснея. Он использовал широкий спектр методов: снимал почти все и сразу, что только мог найти, в том числе животных, растений, насекомых, кости и неодушевленные предметы.

В течение 1970-х годов, американские аниматоры Фрэнк и Кэролайн Мурис разработали новую методику коллажа анимации и внедрили ее в свой “Франк Фильм” (1973).

В 1990-е они пошли еще дальше и сняли “Кэролайн” (1999). Обе пленки характеризуются переизбытком изображений. Целью этих фильмов было визуально изобразить биографию режиссеров и их профессиональное партнерство.

Основоположники компьютерной анимации

Начиная с 1960-х годов, достижения в области цифровых технологий оказали огромное влияние на последующие поколения аниматоров и графических дизайнеров по всему миру.

Например, интерес Джона Уитни к кинематографу, электронной музыке и фотографии формировался под влиянием французского и немецкого авангардистских кинодвижений 1920-х годов. В сотрудничестве со своим братом Джеймсом, он разработал маятник звукового рекордера, который визуализировал синтетическую музыку в анимированные композиции.

В 1950-х годах, Уитни начал производить 16мм пленки для телевидения и создал вступительную часть фильма “Головокружение” Альфреда Хичкока.

В течение 1960-х годов, Стэн Вандербик стал одним из наиболее популярных андеграундных кинематографистов, которые экспериментировали с компьютерной графикой. Он снимал фильмы разнообразными методами, включая коллаж, нарисованную анимацию, видео и компьютерную графику.

Он также изобрел первый кинотеатр 360°  — зрители могли смотреть кино, лежа на спине по периметру купола, а над головой у них шел видеоряд. В 1990-е годы он выиграл несколько наград за свои цифровые мозаики, которые, крупным планом изображали сложный массив объектов, но с расстояния эти объекты становились все более различимыми.

В 1961 году студент Иван Сазерленд изобрел первый дисплей, предназначенный для просмотр изображений в 3D и, в принципе, саму технику.

Двадцать лет спустя, НАСА использовали его методику проведения исследования виртуальной реальности для своих целей.

Несколько лет спустя, Роберт Абель создал студию компьютерной графики Robert Abel & Associates со своим другом Коном Петерсеном в 1971 году.

Он заключил договор с Дисней для разработки рекламных материалов, а затем для создания графики для фильма Трон (1982).

Абель выиграл несколько наград, в том числе две Эмми и Золотой глобус, а его компания стала известна своей способностью удачно объединять эффекты компьютерной графики и классический кинематограф.

Вот так и строился понемногу моушн-дизайн. Это были сложные три с лишним века с их противоречивыми художниками, изобретениями и техниками. Но благодаря этому всему мы знаем моушн-дизайн сейчас таким, как он есть.

Тебе будет интересно:

Видео: Дизайнер vs Клиент

33 расширения в Google Chrome для дизайнеров и разработчиков

Видео подборка: история современного искусства и дизайна

comments powered by HyperComments
comments powered by HyperComments

Теги

Об авторе: Sasha

Sasha

Фотограф. Улавливаю прекрасные мгновения в жизни людей :)

Мы Вконтакте

Яндекс.Метрика