Креативный процесс очень неорганизованный.
Согласно одной из существующих теорий, креативный процесс включает в себе четыре ключевых стадии: подготовку, инкубацию, просветление и проверку. Конечно, все эти процессы отлично работают в теории. В действительности же, творческий процесс нередко выглядит так
Креативный процесс – с первой капли краски на холсте, до самой выставки– это эмоции, порывы, навыки и поступки. Было бы просто нереалистично, если бы все эти черты, эмоции и поступки не конфликтовали бы друг с другом в процессе «творения» и не создавали бы внутреннего и внешнего напряжения. Действительно, креативные личности очень часто считаются странными, безумными и эксцентричными.
На протяжение многих лет, ученые пытались изучить сущность креативных натур. Но не так уж и просто подставить их под микроскоп. Как психолог Михай Чиксентмихайи, опросивший творческих личностей во многих сферах, однажды отметил, «креативные люди склоны мыслить и действовать так, как для многих людей просто неприемлемо. Они несут в себе противоречащие друг другу качества; вместо того, чтобы быть одной личностью, каждый из них представляет собой многожёнство личностей.»
Как же тогда можно организовать такое беспорядочное сознание? Новое исследование дает небольшую надежду. Психологи Гильям Фурст (Guillaume Furst), Паоло Гислета (Paolo Ghisletta) c и Тод Любарт (Todd Lubart) предлагают новую модель креативности, в основе которой лежат уже знакомые исследования о личности креативных людей.
Соединив во единое различные исследования прошлых лет, они вывели три «супер-фактора» личности, которые определяют креативность: пластичное, дивергентное (расширенное) и конвергентное (фокусированное) мышление.
Супер-факторы личности
Пластичность мышления зависит от таких характеристик, как готовность к новым ощущениям, открытость, энергичность и впечатлительность. Нередким является стремление к изучению, а у тех, у кого этот супер-фактор особенно доминирует в характере, уровень допамина – «нуйромодулятора исследователя» – бывает значительно повышен. Предшествующее исследование также показало тесную взаимосвязь между пластичным мышлением и креативностью, особенно в искусстве.
Дивергентное мышление характеризуются эмоциональностью, не желание подчиняться, соглашаться и низким уровнем сознательности. Люди, мыслящие подобным образом, могут создать впечатление “опасных”, но на самом деле они просто мыслят независимо. Этот супер-фактор очень близок по описание к концепту «Психотицизма» описанного Гансом Айзенком. На протяжение всей своей жизни Г.Айзек отстаивал, что не желание человека мериться с устоявшим строем вещей необходимо для значимых креативных достижений.
Конвергентное мышление характеризуется сознательностью, критичностью, настойчивостью и точностью. Несмотря на то, что эти качества редко воспринимаются нами как «креативные», они также необходимы в творческом процессе, как и остальные.
Исследования показали, что конвергентное мышление тесно связано с пластичным. Другими словами, те кто открыты к новым ощущениям, энергичны, впечатлительны и любопытны, нередко, точны в своих высказываниях и упорны. Общим критерием для этих «супер-факторов» является еще и энергичность: старательность и впечатлительность человека, дополняя друг друга, дают ему много энергии.
Не стоит так же забывать, что эти супер-факторы также и совершенно различны. Таким образом, открытые и впечатлительные люди не обязательно критичны в своем мышлении, импульсивны, мятежны или амбициозны.
Этапы креативности
Если мыслить критично, все эти три «супер-фактора» различаются по своей важности, в зависимости от того на каком этапе находится креативный процесс.* Несмотря на то, что неорганизованность креативного процесса очевидна, учены создали некий порядок, согласившись, что процесс можно разделись на две обширные категории, совмещение которых приводит к эффективной творческой деятельности: генерирование и отбор.
Процесс генерирования представляет собой производство оригинальных идей. Во время этого этапа необходимо создавать столько новых идей, сколько возможно, полностью заглушив голос своего внутреннего «судьи». Количество идей – то что имеет значение на данном этапе этапе.
Однако, несмотря на то, что генерирование новых идей необходимо, только лишь «создания», для продуктивного креативного процесса, недостаточно. Процесс отбора помогает выбрать не просто свежие идеи, но и общественно ценные. Этот этап включает в себя такие процессы как оценивание, критика, формирование и тщательная разработка идей. Как Г. Фурст и его коллеги отметили, «Основной целью отбора является, производя постоянную проверку над этапами развития идеи, создать понятный конечный продукт.»
Учитывая «супер-факторы» личности, исследователи пришли к выводу, что пластичное и дивергентное мышление в креативном процессе связанны с этапом генерирования. Конвергентное мышление, в свою очередь, связывают с процессом отбора. Это имеет смысл, учитывая, что креативность включает в себя создания и новых, и общественно полезных идей. Действительно, исследователи доказали, что умение генерировать и отбирать идеи связанно с качеством и интенсивностью ежедневного творческого процесса.**
Постойте, вы можете сказать. Какое отношение креативность имеет ко всем этим понятиям: открытость, впечатлительность, энергичность, импульсивность, бунтарство, умение мыслить критически, точность и добросовестность? А не противоречат ли эти термины друг другу?
Эти вопросы, снова переносят нас в начало статьи. Креативность включает в себя великое множество различных этапов. Те, кто достигли «вершины» креативного самовыражения – это те люди, которые несут в себе все эти черты и характеристики, и способны переключаться между ними, в зависимости от того, на каком этапе креативного процесса они находятся.
Я же говорила, что креативный процесс очень неорганизованный.
*Исследователи изучали экстраверсию используя принцип Большой Пятерки. В данной структуре, экстраверсия состоит характеристик, измеряющих чувствительность человека к общественным вознаграждениям, таким как положительные эмоции, стабильность, энтузиазм, новые ощущения, напористость и уверенность в себе. Это исследование не утверждает, что интроверты не могу быть креативными. В действительности, исследования показывают, что общительность экстравертов не влияет на его творческие возможности. Наоборот, умение «наслаждаться» одиночеством считается необходимым для оптимальной креативной деятельности. Факторы экстраверсии, которые действительно имеют значения в творческом процессе, это те, которые связаны с энтузиазмом, уверенностью и целеустремлённостью.
**Забавным образом, этап отбора, сам по себе, не имеет отношение к креативности. В частности, было найдено, что люди, которые хорошо справляются с этим этапом имеют низкий уровень креативны навыков на этапе генерирования. Поэтому, принято считать, что именно генерирование идей необходимо в творческом процессе, потому что навыки генерирования могут сбалансировать недостаток навыков отбора, когда же хорошие навыки отбора не гарантируют наличия большого выбора идей.