Вспомните свои ощущения во время просмотра хоррора. Сердце как-будто сейчас выпрыгнет, коленки дрожат, рука тянется закрыть глаза, но любопытство и желание досмотреть до конца побеждают. А после, выкрики “Не открывай эту чертову дверь!”, “Нет, не надо!”, “Беги, беги быстрей!”.
Каждый испытывал подобные эмоции во время просмотра фильмов ужасов или триллеров. Подвешенное состояние, в котором вы находитесь в этот момент имеет свое название – саспенс.
САСПЕНС – это необычное состояние волнения и тревоги, которое возникает у вас при просмотре фильма. В такие моменты вы оказываетесь вовлеченными в происходящее на экране. Переживаете так, как будто вам, а не герою угрожает опасность, будто вы – главный участник событий.
“Заинтриговать, захватить и удержать зрительское внимание” – девиз саспенса.
Мастером саспенса по праву считается Альфред Хичкок.
“Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой, шведы — заниматься любовью между рядами…”
Франсуа Трюффо
Принципы саспенса
Главный принцип: оттянуть тот момент, когда произойдет ожидаемое событие. Мучительно ожидание и осознание того, что сейчас должно произойти нечто страшное – вот к чему должен стремиться режиссер.
Как отличить саспенс от обычного шока? Разница заключается во времени действия. Шок от увиденного на экране длится несколько секунд, не более. А вот в состоянии саспенса вы можете находится несколько минут!
Никаких тайн!
Еще один важный принцип: для зрителя должно быть понятно что происходит на экране. Если он будет знать, чего ему следует ожидать, зритель неосознанно подготавливает себя к восприятию, а это играет на руку режиссеру при создании саспенса.
Для достижения эффекта, зритель должен знать гораздо больше, чем знает несчастный герой.
Технические фишки саспенса
- Крупный план для особого драматического эффекта.
- Параллельный монтаж (на экране зритель видит чередующиеся кадры с разными событиями, которые происходят одновременно).
- В самый напряженный момент кадры становятся все короче, еще больше нагнетая панику и страх.
Мокьюментари: саспенс в XXI веке
Хичкок – это классика. У него есть чему поучиться. Однако современного зрителя очень сложно по-настоящему испугать используя хичкоковские приемы. Традиционные техники саспенса остались в прошлом. На смену им пришло новое поколение – мокьюментари (псевдодокументальный фильм) – такая себе эволюция саспенса.
Особая подача сюжета позволяет максимально вовлечь зрителя в самую гущу событий фильма, ощущать те же эмоции, что и герои кинокартины, испытывать жуткий страх и панику. Так, фильм “Ведьма из Блэр: Курсовая с того света” стал условным началом популярного жанра мокьюментари, продемонстрировав огромную перспективу для воплощения саспенса на экране.
В фильме нет спецэффектов, сцен насилия и даже музыкального сопровождения. Без всего этого, он до чёртиков страшный!
Жутко атмосферный и атмосферно жуткий!
Оно (It Follows, 2014) – фильм, который заставит ваше сердце биться чаще, кровь бежать быстрее, а чувство паники будет вас сопровождать весь фильм! 🙂
Ну а если серьезно, то настоятельно рекомендуем посмотреть сей шедевр. В этом фильме все, начиная от музыкального сопровождения и актерской игры, заканчивая операторской работой сделано на 5+. Настоящий саспенс!
Уникальность кинокартины заключается в том, что почти 100% ужаса здесь будет нагнетаться особой атмосферой. Никаких детских страшилок и монстров в шкафу, всё максимально открыто: вам покажут ужас заранее. Вы будете лицезреть его неумолимое приближение, осознавая, что сделать ничего нельзя…
“Наконец хоррор и саспенс. Мне нравится” – комментарий режиссера Джона Карпентера (“Хеллоуин”) к фильму “Оно”.
Обязательно к прочтению:
Must Read: 6 книг на русском языке о том, как снять фильм