Можно сказать, что голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн, ныне известный просто как Рембрандт, стал пионером группового селфи. В то время художники-портретисты обычно рисовали своих моделей сидящими или стоящими в отведенных местах. Но в картинах Рембрандта было движение.
Однако не только движение выделяло его шедевры.
Ребмбрандт известен своей техникой импасто: краски накладываются на холст густым слоем. После высыхания краска дает текстуру, создавая впечатление, будто определенные участки выступают из холста. Позднее такой же техникой пользовался и Ван Гог.
Команда ученых во главе с Виктором Гонсалесом утверждает, что сумела раскрыть секретный «ингредиент» яркого стиля импасто Рембрандта. В исследовательской работе, опубликованной в научном журнале Angewandte Chemie, исследователи подробно описывают, что они обнаружили редкое вещество под названием плюмбонакрит в работах голландского художника.
До этого момента это соединение было идентифицировано только в произведениях XIX-XX века, включая одно из произведений Винсента ван Гога. Гонсалес говорит, что открытие было неожиданным, потому что оно было «нетипичным для картин старых мастеров».
Но ученые выделяют ещё более интересную идею. Кажется, присутствие плюмбонакрита было не случайным, а «результатом предполагаемого синтеза». То есть Рембрандт покупал ингредиенты, доступные в 1600-х годах, для преднамеренного создания текстур импасто.
Портрет Мартена Соулмана
Для проведения анализа команда извлекла небольшие образцы краски – каждый размером около 0,1 миллиметра – из трех работ Рембрандта: «Портрет Мартена Соулмана» (1634) из Рейксмюсеума, «Вирсавия» (1654) из Лувра; «Сюзанна» (1636) из Маурицхёйса в Гааге.
Благодаря передовым технологиям в европейской лаборатории Synchrotron в Гренобле (Франция) исследователи идентифицировали химические вещества, присутствующие в образцах краски, с помощью рентгеновского излучения.
«Исходя из исторических текстов, мы считаем, что Рембрандт добавлял в масло оксид свинца или глет, чтобы превратить смесь в пастообразную краску», – заключает эксперт по консервации Марин Котте.
Это открытие не только показывает Рембрандта передовым гением искусства, но также может быть жизненно важным для продления жизни его работ. 2019 год назван годом Рембрандта, в мире отмечают 350 лет со смерти голландца.
В июле Рейксмюсеум приступит к реставрации культового произведения «Ночной дозор», процесс восстановления будет транслироваться онлайн. Открытие этого вещества может сократить время, необходимое для завершения проекта.
Источник: DesignTaxi