Музыка появилась в фильмах еще во времена немого кино. Легкие развлекательные мотивы сопровождали «движущуюся фотографию», чтобы перекрыть сильный треск проектора.
Что значит музыка для фильма ТЕПЕРЬ? На первый взгляд, кажется, роль ее второстепенна. Ну а если вдуматься? Случалось ли вам смотреть фильм, где все на высоте – и сюжет и герои – но что-то не то, и уходили вы из кинотеатра с посредственным впечатлением. А наоборот? Не блещущий новизной и актерским составом фильм вы вдруг завороженно смотрели и уносили его глубоко внутри себя. У меня такое бывало. И я твердо знаю, что тут не обошлось без музыки.
Судьбы музыки и драматизации тесно сплелись уже во времена античного театра. Их отношения перешли на новый уровень с появлением оперы и балета. В театральных пьесах роль музыки была скромнее, но у нее была важная задача – эмоционально довершать происходящее на сцене. Музыка ответственна и за фон во время моно-, диалогов, создавая некое единство чувств героя и зрителя.
Есть у меня такой очень важный критерий при оценке фильма – «атмосферность». Вот ее, наряду с пейзажами и декорациями, и дарит нам классно подобранная/написанная музыка. И именно она является потерянным пазлом, когда вроде бы качественный фильм пробуксовывает на пути к вашему сердцу. Музыка – проводник всего того, что хочет сказать режиссер. И она, кстати, тоже часто выигрывала от этого «сотрудничества». Сколько прославленных песен, услышав которые, хочется восторженно завизжать просто из-за ассоциации с любимым фильмом? А классика? Да она же буквально обретает новую жизнь благодаря фильмам. В общем, будь то оркестр (помпезность момента), солирующий инструмент (интимность и лиричность), синтетические мотивы (незаменимая острота в триллерах), просто классный саундтрек, который вставлен в нужном месте и запомнится вам надолго. Так или иначе, фильму без музыки никак. И тут главное, как говорится, в нужное время и в нужном месте.
Вот вам десяток самых, на мой взгляд, узнаваемых (и любимых! разве нет?) саундтреков из фильмов:
1) The Righteous Brothers — Unchained Melody (Приведение/Ghost (1990)
Написанную аж в 1955-м, эту песню исполняли и Элвис Пресли, и Рой Орбисон, и не только. Кто же знал, что создана-то она была именно для этого фильма 1990-го года. Ну, лично мне приятно так считать. Кто смотрел фильм, согласятся: песня – будто отражение невесомой нежности «Приведения»!
2) John Williams — The Imperial March (Звездные войны/Star Wars (1977)
Имперский Марш в этом списке по праву. Бессмертный лейтмотив Дарта Вейдера идеально передает и суть персонажа, и всю задумку фильма. Не могу не восхититься творением Джона Уильямса. Британская академия, кстати, тоже не смогла – Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму. Оскар – за лучший оригинальный саундтрек.
3) Aerosmith — I Don’t Want To Miss A Thing (Армагеддон/Armageddon (1998)
Тот случай, когда несказанно выигрывают обе стороны: фильм приобрел шикарную визитную карточку, ну а песня стала хитом, подняв группу Aerosmith на верхние строчки хит-парадов. Добавляет очарования и тот факт, что солист Стивен Тайлер является отцом главной героини фильма.
4) Roy Orbinson – Pretty woman (Красотка/Pretty woman (1990)
Песня завоевала признание за четверть века до фильма, когда аж три недели красовалась на верхних строчках Billboard Hot 100. Фильм напомнил миру об этом шедевре и приобрел более чем удачный саундтрек: ощущение, что Рой Орбисон смотрел на взбалмошную героиню Джулии Робертс, когда писал песню!
5) Bill Medley and Jennifer Warnes — (I`ve Had) The Time Of My Life (Грязные танцы/Dirty Dancing (1987)
Тут вообще бомба! Золотой глобус и Оскар – и все это за лучшую песню. Удивления эти награды не вызывают. Посмотрите фильм, послушайте песню, сомнений не останется: они созданы друг для друга – предельная романтичность и сумасшедший драйв! Ну а что, все соответствует названию фильма.
6) Brad Fiedel — The Terminator theme (Терминатор 2: Судный день/Judgement Day (1991)
https://www.youtube.com/watch?v=dpwWYOE3Y9o
Брэд Фидель тоже совсем не промахнулся, придумав эту тему. В ней искрят металлическая мощь, затаившаяся угроза и немного лирики – все то, что и составляет шикарную вторую часть «Терминатора». Что, к слову, тоже большая редкость – когда продолжение фильма не теряет качества, а чуть ли не наоборот.
7) Celine Dion — My Heart Will Go On (Титаник/Titanic (1997)
Наивно было полагать, что вы не встретите тут эту песню. И это не банальность, это легенда в мире саундтреков, если хотите. Сколько слез под нее пролито, столько же, думаю, и восхищения пережито. Что тут еще скажешь. Оскар.
8) The Rembrandts – I’ll Be There For You (Друзья/Friends (1994-2004)
Здесь никак не могла не появиться эта песенка. А вот у сериала «Друзья» она не появиться могла, если бы не двое малоизвестных ребят! Как хорошо, что они подарили нам это чудо. И свое, кстати, отхватили. Знаменитый сериал прославил группу. А песня наряду с ситкомом запала в душу всему миру! Да как вообще можно не забыть о всех печалях, услышав только лишь первые аккорды?!
9) Survivor – Eye of the tiger (Рокки 3/Rocky III (1982)
Однажды музыканты Survivor, решив прослушать свой автоответчик, услышали: «Эй, привет Джим. Тут для тебя приятная новость. Это Сильвестр Сталлоне». Сон оказался явью, и вскоре группа написала чудесную песню для третьей части «Рокки». Целью Сталлоне было создать саундтрек, который помог бы фильму достучаться до молодых сердец. Цель была достигнута с лихвой. По сей день хочется сворачивать горы под эту композицию!
10) John Barry – James Bond Theme (Доктор Ноу/Dr. No (1962)
https://www.youtube.com/watch?v=kwyYZXspIFQ
Ну и немного шпионского шарма! Под эту узнаваемую мелодию вершит свой триумфальный путь не кто иной, как Бонд. Джеймс Бонд. Композиция оказалась столь яркой, характерной и запоминающейся, что создатели бондианы обращались к Джону Барри за музыкой еще к десяти частям. Стопроцентное попадание.
11) Reamonn – Weep (Тариф на лунный свет/Mondscheintarif (2001)
Что? Это не конец? Нет. На десерт предлагаю вам не столь известный саундтрек. Однако то, как он сплелся с фильмом, стоит вашего внимания! Музыканты “Reamonn” появляются прямо под окном героини, а затем в ее квартире. Они поют и будто бы утешают ее. А потом просто испаряются так же неожиданно, как и появились. Это как клип внутри фильма! Восхитительный ход.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
10 громких музыкальных плагиатов
Как работает музыка в рекламе и маркетинге
Русский экзистенциализм современной музыки