Этот вопрос непременно настигал каждого начинающего дизайнера, особенно тех, кто только ступал на путь графического дизайна в университете. Желание студента впрыснуть элементы самовыражения в собственный дизайн было спровоцировано завистью к коллегам с факультета искусства, их явной возможности определить собственный стиль и свободе от всевозможных рамок и заголовков. Им казалось, что эти границы своими щупальцами сковывают каждую их работу, и в мыслях студента рисуется картинка двери с надписью “Оставь свободу выражения, всяк проект сюда заходящий”.
Немного фактов
У дизайнера Пола Рэнда (Paul Rand) есть книга под названием The Designer’s Art (Искуссство дизайнера), и первое эссе в ней называется Искусство ради Искусства (Art for Art’s Sake), затрагивающего данную тему. Сам же Рэнд преподаёт дизайн и потому постоянно сталкивается с непониманием своих студентов по этому поводу. Но как бы он объяснил отношения дизайна и искуссва, так это поместив дизайн где-то между экспрессивным артом и следованием функциям, отказываясь проводить чёткую параллель между искусством и дизайном в своих работах.
На самом деле, корни уходят глубоко в историю. Поколение дизайнеров перед началом второй мировой и в послевоенные годы (кроме Рэнда в их число входят такие как Герберт Байер, Лестер Билл, Уилл Бёртин, Уиллиам Голден, Элвин Ластиг, Герберт Мэттер, Ладислав Сутнар, и т. д.) верили, что форма следует функциям, и что содержание проблемы диктует правила стилистического решения. Это основная современная риторика, перенятая от философов Баухауса, конструктивизма, и прочих.
Но самое знаменательное перевоплощение идей и форм Европейского модернизма произошло во время трансатлантических пересечений. Идеалы функционализма сопровождались формальными эккприментами кубизма, типографических эксцессов футуризма, или же картинками и помесью всех прочих -измов, без малейшего учёта, что все эти направления зачастую служили друг другу. Американские дизайнеры (коренные или эмигранты) не относили себя ни к одному из движений – они видели модернизм как буфет, откуда можно взять любимые блюда. Эта свобода индивидуального понимания усугубилась с появлением абстрактного экспрессионизма в конце 40-х годов прошлого века – другое современное направление, называемое ещё одним стилем. Абстрактный экспрессионизм возвысил движения и работы художников, что потом смешалось с современными принципами дизайна, подкреплёнными концептами, и в результате получилось направление, никогда никем не виденное ранее.
Звучит запутанно и ни капли не похоже на ответ, не так ли? Что же, это потому, что чёткого ответа нет, однако, осмыслив мысли многих профессионалов и просто исследователей в этой области, я всё же склоняюсь у выводу, что дизайн – это НЕ искусство.
Ключевые понятия
- Некоторые дизайнеры являются хорошими художниками, и далеко не все художники являются дизайнерами.
- Произведение искусства можно интерпретировать в тысяче возможных вариантах, действительно хороший дизайн должен интерпретироваться в единственном возможном варианте.
- Искусство больше относимо к таланту, а дизайн – к мастерству, оттачиваемом из года в год.
- В искусстве возможности творить что угодно безграничны – оно эгоистично, в дизайне права на это нет.
- Искусство трендам неподвластно – оно живёт отдельной жизнью, чего не скажешь о дизайне.
- Искусство для души, дизайн – для цели.
Поделилился мнением на этот счёт и мой руководитель – Ник Ловгроув (Nick Lovegrove), он чётко разграничивает два понятия, являясь дизайнером до мозга костей и поддерживая мнение, что искусство – это способ самовыражения, а дизайн должен служить определённой цели, иначе он не будет иметь смысла. Работы Ника включают исследования в таких областях, как роль графического дизайна в журналистике, PR, медиа, политике, и так далее. Как видно из этого, каждый элемент дизайна служит в первую очередь какой-то цели, и только потом во имя услады взгляда.
Одно из самых гениальных и сформулированных чётко по делу ответов я нашла из этого источника Глеба Симонова, где он на конкретном примере суммирует все ключевые моменты, описанные мной выше. Прочитать действительно стоит.
И напоследок делюсь с вами этим видео о принципах дизайна, в котором прекрасно всё – сама идея донесения и звук.
Читайте также:
Видео подборка: история современного искусства и дизайна
6 терминов, которые должен знать каждый графический дизайнер