fbpx

Основы кинопроизводства: разрабатываем сериал

В связи с некоторой разницей между славянским и европейским менталитетом, среднестатистический житель СНГ, который родился в СССР, пережил перестройку, лихие 90-е и сложные 2000-ные, имеет очень занимательное представление о сериалах. Дело тут в том, что для Союза сериалы сводились к “Санта Барбаре” и “Рабыне Изауре” и, соответственно, по определению своему не могли нести какой-нибудь глубокий драматический смысл. Конечно, были исключения из правил, и “17 мгновений весны” тому яркий пример. Но, он только подтверждает правило.

И, конечно, наш народ привык к сериалам с большим количеством серий, минимум смысла и долгими паузами. Для сериального производства наших каналов совершенно в порядке вещей, что главный герой от скуки впадает в кому или неожиданно покидает водевиль, когда ему заблагорассудится.

Несложно себе представить, как пишутся сценарии к подобным сериалам. Что-то вроде: “помнишь нас была серия где они провели ночь вместе – она конечно же, забеременела и в этой серии должна упасть в обморок… Что? Ну и что, что в предыдущем сериале было также – все равно никто этого не вспомнит – это было 420 серий назад и в другом сериале, и она уже в коме”.

Однако, на территории Европы и Америки дела обстоят несколько иначе. Многосерийные фильмы считаются не меньшим искусством, нежели просто кинофильмы, и денег зачастую тратят на них немало.

series
К счастью, зрительская аудитория меняется, и более уникальные по смыслу и форме сериалы становятся популярными.

Эта статья призвана помочь людям, что хотят привнести что-то новое в телеиндустрию своей или какой-нибудь другой страны и просто разобраться в современном сериалопроизводстве.

Современные сериалы (если мы не мечем мини сериалы с одной историей на один сезон типа “Фарго” или даже “Американская история ужасов”) сделаны приблизительно по одному шаблону (что не мешает им при этом отличаться друг от друга).

Что такое сериал?

Начнём с общего понятия. Сериал, каждая серия которого повествует о своей маленькой истории со своим логическим началом, серединой и концом и чаще всего представляет собой какое-то расследование, или раскрытие тайны, или просто приключение, называется процедурал (собственно, от слова procedural – процедурный).

Яркими примерами можно назвать такие сериалы как “Доктор Хаус”, “Сверхъестественное”, “Белый воротничок” и подобные сериалы.

Ведь если обратить внимание, можно заметить некоторую постоянную последовательность (процедуру) в этих сериалах. Возьмём, например, “Доктора Хауса” (как самый наглядный пример). В начале каждой серии у будущего пациента случается приступ мистической неизвестной болезни, дальше Хаус не очень хочет брать пациента – он для него не интересный. Однако, случается какой-то из ряда вон выходящий случай (проявляется симптом) и отношение героя Хью Лори к пациенту кардинально меняется. Дальше последуют несколько неудачных попыток и примерно за 6-8 минут до конца серии на главного героя снизойдёт озарение (причём настигнет оно его во время исполнения какого нибудь обыденного действия) и казалось в бы безвыходной ситуации неожиданно возникнет выход (вот такой вот каламбур).

Читайте также:  Страх и ненависть в Болливуде

images

И так в каждой серии. По таким сериалам очень легко понимать весь процесс написания сериала.

Команда

С самого начала нужно понимать, что над подобного рода проектами работает не один сценарист. Их целая команда во главе с главным – шоураннером.

Шоураннер – сценарист, что разрабатывает основную акру сериала. Например, Эрик Крипке (шоураннер сериала “Сверхъестественное” в 1-5 сезоне) продумывал основную историю всего сезона (ДАЛЕЕ СПОЙЛЕР, если вы ещё не смотрели): 1-й сезон – братья ищут своего отца, который в свою очередь ищет демона, убившего их мать; 2-й сезон – Сэм, оказывается, был непростым ребёнком и вполне вероятно, что его могущество может навредить всему человечеству; 3-й сезон – как избежать продажи души в ад; 4-й – как предотвратить начало Апокалипсиса ну и 5-й сезон рассказывает о том, как закончить уже начавшийся Апокалипсис.

Он также ответственный за развитие персонажей в сериале. И это не мешает быть ему и сценаристом некоторых эпизодов, но в основном эту работу выполняет кто-то другой из его сценарной команды.

Portrait-of-an-Aspiring-Screenwriter Остальные сценаристы ответственны за отдельные эпизоды и за то, чтобы они вписывались в общую историю и общее логическое развитие.

Каждая серия, несмотря на то, что рассказывает отдельную историю все равно открывает ещё один виток развития основной арки всего сериала.

Бутылочный эпизод

Однако, существуют также и серии, что кажутся не связанными со всем сериалом – эдакое отступление от истории в пользу того, чтобы раскрыть персонажей лучше или же немного повеселить публику. Такие серии называются бутылочными.

Бутылочный эпизод – ещё совсем новый термин, и среди теоретиков точное обозначение ещё не устоялось. Некоторые считают, что бутылочный эпизод, это тот, что не содержит в себе много персонажей или же на него было выделено маленькое количество денег. Кто-то считает, что этот эпизод – просто отдельная история.

Моё же мнение, бутылочный эпизод – это камерный эпизод с минимумом персонажей (в основном только главными), что просто раскрывает внутренний мир героев чуточку лучше и не влияет на развитие сюжета.

Читайте также:  Будьте требовательны к себе. Режиссерские правила Стэнли Кубрика

Чтоб понять на примере предлагаю вспомнить серию “Во все тяжкие” о том, как главные герои были закрыты в лаборатории и пытались убить там муху. Исход этой серии никак не повлиял на ход событий сериала, актёров во всей серии всего 2 штуки, и межличностные отношения в этой серии заиграли с новой силой.

Или же вспомнить серию из “Доктора Хауса”, что режиссировал сам Хью Лори – персонажи заперты в больнице в связи с пропажей ребёнка.

Структура серии

Итак, мы знаем из чего состоит сериал. Теперь предлагаю опуститься на уровень ниже – из чего же состоит серия подобного сериала.

Начнём, пожалуй, с самого начала.

В современных сериалах практически все серии начинаются не с титров, как это принято в российских, например, а с тизера.

Именно в этот момент первая жертва падёт от рук маньяка, у героя проявится какой-нибудь симптом, или же сверхъестественная тварь кого-то скушает.

В этой части ничего по сути не проясняется – нас просто сразу же окунают в гущу событий, и уже в процессе серии объясняют кто, что, как и почему.

Далее идёт заставка сериала и после нее уже экспозиция.

Вообще, в среднестатистическом сериале и кинофильме чаще всего присутствует три акта (пятиактной схемы повествования обычно придерживается Стивен Спилберг, например). По этому можно предположить, что экспозиция входит в первый акт.

Все акты состоят из маленьких эпизодов – каждый из которых несёт в себе какую-то цель и смысл. В современном сериале, что идёт один телевизионный час (42-52 минуты на сериал, остальное реклама), серия состоит из 24-26 драматических эпизодов, то есть, соответственно, из приблизительно 36 сцен.

Дальше предлагаю вам достаточно простую схему, что поможет определиться с тем, в какой последовательности писать серию.

life_as_a_screenwriter_a_l
Начнём с начала.

АКТ 1

Экспозиция. Представляем место действия, героя, род занятий и окружение.

Эпизод 1. Появляется антагонист – он ничего ярко выраженного плохого может и не делать, просто упоминаться или появляться в кадре, чтобы обозначить точки конфликта.

Эпизод 2. Собственно, описать конфликт – можно на словах, можно во флешбеках (если они уместны), можно в действии.

Эпизод 3. подробно углубляемся в окружение – если это больница, то тогда спокойно можно знакомить с помощниками главного героя – врачами, с начальством и особенностями отношения персонажей к главному герою (вспоминаем “Доктор Хаус”).

Эпизод 4-6. Закладываются крючки для дальнейшего действия (в случаях сериалов, похожих на “Доктор Хаус”, нам рассказывают постороннюю историю, что потом выведет нас правильный ответ в конце или же станет ребром ближе к кульминации).

Читайте также:  Основы кинопроизводства: актерская игра

Далее предполагаем рекламу. Понятное дело, что перед рекламой должно произойти какое-то действие, заставляющее человека, что смотрит трансляцию, не переключить канал – крючок.

АКТ 2

Эпизод 1-6. Мелкие конфликты на фоне развития событий и действия то усугубляют, то улучшают ситуацию. По окончанию этих эпизодов у вас должна появиться точка перегиба (все плохо и назад пути нет).

Опять предполагаем рекламу. А после возвращаемся к повествованию.

Эпизод 7-12. Ситуация настолько накаляется, что становится опасной для жизни. Люди умирают или при смерти, преступления грозят стать масштабными и дело близится к главной схватке с антагонистом (с человеком, существом или явлением – неважно).

К 12-му эпизоду мы подходим с кульминацией – это самая высокая точка сопереживания – ваш герой или проиграет и умрёт или выиграет и получит катарсис. И, в самом интересном месте…

watching-tv-clipart-watching-tv-2 Реклама. Обычно, по статистике, это самый удачный момент для рекламодателей – зритель согласен на любую рекламу, любого размера, лишь бы узнать чем кончится серия.

АКТ3

Эпизод 1-6. Развязка.

Падение со скалы вниз, победа над болезнью, победа над собой – все, что приведёт историю к логическому завершению, входит в развязку.

В этих же эпизодах необходимо подвести итог всех остальных сюжетных линий серии и в самом конце, возможно, оставить крючок на следующую серию, или же создать эффект “вот это поворот!” для общей арки сериала.

Из остального хочется ещё отметить – в сериях обычно разрабатывается 2 сюжетных линии – вспомогательная и основная, и только по второй нужно повести историю по дороге к кульминации.

Также советуют использовать не линейное повествование – человек устаёт смотреть только на одну линию. Максимальное время, когда можно рассказывать историю по порядку – 7 минут (2.5 эпизода), и обычно их используют в экспозиции. Далее рекомендуется использовать параллельное повествование – переплетать сюжетные линии, иногда включать какие-то “бутылочные” сцены.

Ну и напоследок – минимум полезной статистики

  • 7 секунд у вас на то, чтобы задержать внимание зрителя.
  • 5 минут, чтобы у аудитории сложилось впечатление о вашем творении (это, кстати, действует и на продюсеров при просмотре материала).

Что же, надеюсь, хоть что-то полезное вы отсюда почерпнули. Ждём, когда же у нас появится нормальный телевизионный оригинальный (не купленный и адаптированный формат) контент и надеемся на лучшее.

Всего хорошего.

Превью: Depositphotos

Читайте также:

Основы кинопроизводства: игровое и документальное кино

 Как правильно оформить сценарий

Снимаем успешный интернет сериал. Совет от профессионалов

Поделиться:

Про автора

Человек, что пишет всякое, но не знает, что написать в разделе о себе...Все что начинается со слова кино - это про меня. Сценарист, редактор, копирайтер, организатор съемок. На все требуются деньги, которые иногда занимаю на сайте Rusbank.net. Очень рекомендую - большой выбор предложений по займам.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: