Для людей, которые привыкли работать с камерой, апертура, выдержка и светочувствительность – это базовые знания. Но далеким от фотографии людям это все кажется очень запутанным и сложным. Данный урок поможет всем, кто не имел прежде серьезного опыта работы с камерой, разобраться в этой непростой, на первый взгляд, теме.
Апертура, или диафрагменное число
Эта настройка открывает и закрывает внутреннюю радужную оболочку, сделанную из металлических дисков. От нее зависит, какое количество света приникнет через линзу на датчик света на камере, а значит и то, какое изображение мы получим в итоге.
Здесь есть очень простое правило – чем больше света, тем больше глубина резкости.
Глубина резкости – это то пространство, которое находится в фокуса на изображении.
При большой резкости и близкие, и дальние объекты будут в фокусе, при небольшой – только объекты, на которые будет направлен фокус камеры, станут четкими.
Глубину резкости можно регулировать с помощью апертуры (на практике, конечно, получается, что апертура регулируется по свету на площадке).
Многие ставят глубину резкости на наименьшее возможное число: так изображение выглядит кинематографичнее. Но это также становится и причиной немалых проблем, для всех, кто находится по другую сторону камеры. Сохранить объекты в фокусе, когда они постоянно движутся – очень непросто, а в большинстве случаев именно актеры и их эмоции являются самым важным в кадре. И, когда актёры движутся (как и должны), при маленькой глубине резкости, фокус нужно передвигать вместе с актером, чтобы персонаж оставался четким.
Конечно же, количество света на площадке имеет огромное значение. Съемки на природе летом сопровождаются огромным количеством света (и новых проблем). Когда же, например, съемки на улице представят вам в распоряжение совсем не много света.
Когда света много – апертура выставляется совсем маленькая (F32 с очень большой глубиной резкости так, чтобы все было в фокусе), когда же света немного – апертура шире (F1,4 c небольшой резкостью, чтобы в фокусе был только основной объект)
Выдержка
Очень редко при съемках фильма меняют настройки выдержки. Это делается только при необходимости достичь необычного эффекта, как в открывающей сцене из «Спасти рядового Райана». Большинство фильмов имеют выдержку в 1/50 или 1/60.
Идея за этим эффектом такова – чем меньше выдержка, тем больше времени объекту предоставляется на движение в кадре, поэтому его действия кажутся менее размытыми и более четкими. Наши глаза привыкли воспринимать определённое количество размытости в кадре (из-за сотен часов просмотренных нами фильмов), поэтому, когда выдержка меняется, мы сразу это замечаем.
Большинство фильмов сейчас снимают с частотой 24 кадра в секунду. Но это вовсе не постоянная величина, она может меняться, что сказывается на том, как выглядит картинка на экране. Например, «Хоббит» снимали с частотой 48 кадров, поэтому изображение кажется таким четким, гладким и напоминает видео. Для общих случаев мы советуем остановить свой выбор на традиционной выдержке/частоте кадра, кроме конечно случаев, когда вам хочется добиться определенного эффекта (например замеленной съемки, чтобы добиться правильного эффекта для сцен с драками). Суть в том, что чем выше выдержка, тем менее размытым кажется движение на экране.
Один совет для тех, кто хочет отснять сцену в замедленном режиме – чем медленнее вы сделайте эффект, тем лучше он будет выглядеть в итоге.
Светочувствительность (ISO)
С числом ISO увеличивается и чувствительность камеры к свету: если на съемочной площадке мало света, вы можете увеличить ISO и сделать изображение детальнее, с правильной экспозицией.
Но стоит помнить – так вы увеличите количество шумов и сделаете изображение зернистым.
Иногда этого эффекта не избежать. В целом, зрители не сильно расстраиваются, если, время от времени, подмечают шумы на изображении. И еще, вы всегда можете слегка уменьшить количество шумов после съемок, хоть это функция и предназначена для несколько иных целей.
Всегда будет определенное ISO, которое хорошо подойдет для вашей конкретной ситуации. Скорее всего, это будет наименьшее возможное обозначение, которое поможет вам избежать ненужных шумов.
Суть в том, что чем выше ISO, тем меньше света нужно для съемки (даже света свечки может быть достаточно), но тем более заметны будут шумы. Общее правило – выбрать наименьшее обозначение, которые вы сможете использовать в кадре.
Все три параметра – апертура, выдержка и светочувствительность – должны быть настроены согласно требованиям вашей площадки для съемок. Все зависит от сценария, времени суток, количества света и творческой составляющей вашего фильма.
На практике, ISO и выдержка – более или менее постоянны, хотя бы от сцены к сцене. Единственная функция, которую придется постоянно настраивать – это апертура. Время от времени, придется увеличивать и настройки ISO, в зависимости от того, где находится солнце, становится ли местоположение актеров более или менее осветленным. Возможность, при необходимости увеличивать и уменьшать количество света на площадке – это тоже немаловажный фактор. Здесь в вашей власти, обычно, очень немного, если не считать фильтров нейтральной плотности.
Опять же, на практике, как вы должны были заметить в видео, высокое ISO становится проблемой, только когда ваша работа демонстрируется на большом экране и обычно шумы заметны только в теневых участках и в областях вне фокуса. Грубо говоря, в тех местах, на которые публика не обращает внимания.
Условия, с которыми вам скорее всего придется столкнуться:
Съемка внутри помещения
Хорошее освещение площадки позволит вам внимать с помощью низкой ISO (без шумов) и с достаточно широкой апертурой, что поможет вас создать по-настоящему кинематографическое изображение.
Съемка внутри помещения без света
Или с не практичным светом(со светом от лампы, свечки). Скорее всего, в этих условиях придется использовать высокий ISO с широкой апертурой, что, конечно же, только добавит сложности, но если вы постарайтесь результат может получится очень эстетичный. Плюсом является то, что необходимый материал можно будет отснять очень быстро, потому что не придется долго возиться со светотехникой.
Яркий солнечный день
Для этого случая понадобиться съемка с низким ISO, может быть, придется добавить фильтры нейтральной плотности, чтобы уменьшить количество света, который попадает на линзу. Это поможет сохранить апертуру и создать более экранное изображение. В солнечные дни, насыщенный света создает очень глубокие тени, поэтому при таких условиях могут понадобиться светоотражатели и даже дополнительный свет, чтобы заполнить эти тени.
Облачный день
Вы все еще можете снимать с низкой ISO и широкой апертурой. Обычно, при облачной погоде материал получается отснять достаточно быстро, но вам все равно могут понадобиться светоотражающие панели, которые помогут заполнить нежелательные тени.
Ночные съемки
Скорее всего, вам нужно будет постоянно поднимать ISO, чтобы добиться апертуры, которая создаст достаточную глубину резкости. Ночные съемки – это одновременно и кинематографическая мечта и худший кошмар. Небольшой совет – свет отлично скрывает недостатки сцены и кадра, делая изображение более экранным, поэтому старайтесь использовать максимальное количество света, пока позволяют условия и сюжет.
Зеленый фон
Старайтесь использовать наименьшие настройки ISO, потому что шумы и зернистое изображение станет настоящей головной болью для вас после съемок. Также, направляйте на актеров и площадку как можно больше света, чтобы добиться необходимой глубины резкости и располагайте объекты как можно дальше от зеленого фона, чтобы избежать теней.
Главное фото взято с сайта Depositphotos
Автор — Chris Jones
Перевод — Say-Hi
Мы рекомендуем:
Основы постановки света в кинематографе
20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов
25 фильмов, которые должен знать каждый фотограф и кинооператор