Искусство всегда поражало неповторимыми и самыми неожиданными формами своего существования, так как уже давно образовалось отдельное ответвление от традиционной ветки творчества, и дало начало зарождению разнообразных стилей, которые проявляются в уникальных в своём роде ипостасях.
Один из таких примеров – хулиганское искусство. Что же это такое, кто заложил фундамент развития самовыражения в этом ключе, и как это, в конце концов выглядит?
Хулиганское и уличное искусство если не означают одно и то же, то очень тесно шагают друг с другом. И имён, вращающихся в этой сфере, более чем множество. Однако в статье я рассмотрю примеры проявления хулиганства не на стенах вагонах и зданий, а в самых настоящих картинах, выставляемых в галереях.
Bridge over Consumerism, Бэнкси
Созданная в 2003 году уличным художником из Бристоля под псевдонимом Бэнкси (Banksy), картина также известна публике под названием Show Me The Monet. За основу взята работа Клода Моне Bridge over a Pond of Water Lilies (1899).
В то время как Bridge over Consumerism (так же известен как Show Me The Monet), собственно говоря, выглядит так:
«Хулиганство» здесь заключается в сатире известного произведения искусства Клода Моне, написанного в садах Живерни (Франция), в знак начала новой ступени его карьеры художника.
Бэнкси поставил цель не столько поиздеваться над знаменитой работой, сколько обозначить новую эру отрезвляющей реальности, где царит глобализация, жадность, потребительство, и культ материализма, среди которых истинные ценности просто затерялись. Название Show Me The Monet говорит само за себя – «Покажите мне романтику и ценности, которые царили в эпоху Моне, атмосферу, пропитанную садами Живерни, где всё это?» Этого не осталось, и мост, увы, уже проходит не над лилиями, а над потребительством.
Плачущие женщины, Франческо Веццоли
Итальянский художник в 2013 году выпустил серию картин, куда были вовлечены публичные фигуры женщин, начиная от первых леди, заканчивая поп-иконами, чтобы поднять вопрос давления, возложенного на этих женщин в обществе, а так же одержимость знаменитостями со стороны публики. В картинах фигурируют такие имена как Наоми Кемпбелл, Клаудия Шиффер, Леди Гага, и другие.
На первой работе изображён бюст знаменитой эпатажной певицы Леди Гаги. С помощью цифровых манипуляций, Веццоли наложил лицо Гаги на картину Римской Богини Минервы. Затем художник использовал метлическую нить чтобы прикрепить изображения, заимствованные с картины Джорджо Де Кирико, и растянутые до абсурдно огромных капель слёз – несмотря на то, что певица буквально помещена на пьедестал, она остаётся неподвижным объектом.
Ниже представлены работы художника других плачущих знаменитостей, в основу которых легли картины эпохи Возрождения – Мадонна с Ребёнком.
The Rape of Africa, Дэвид Лашапель
Вдохновлённый в 2009 году картиной Венера и Марс Сандро Ботичелли (1485) в Национальном Музее Лондона, Лашапель принял во внимание противостояние между Марсом, богом войны, и Венерой, богиней любви и красоты. Размышляя над собственной работой, фотограф пришёл к выводу, что с тех пор не многое изменилось – суть осталась всё та же.
Это и легло в основу его фотографии Rape of Africa. В то время как Ботичелли изобразил Венеру в лице Симонетты Веспуччи, роль Венеры в версии Лашапеля пала на африканскую супермодель Наоми Кэмпбелл. Платье девушки приспущено как знак насилия, что означает что Африка как континент постоянно подвергается насилию из-за неисчислимого количества природных ресурсов.
Подобно Бэнкси, Лашапель критикует потребительство современного общества, приправленное жадностью и властью.
Как мы видим, хулиганское искусство не всегда подразумевает собой вандализм и разрушение – напротив, оно адресуется таким вопросам современного общества как культ валюты, расизм, жестокость, насилие, и другим глобальным и немаловажным проблемам. Цель таких работ – обращение к народу через искусство как минимум для размышления, как максимум – для побуждения к действию.
Читайте также:
10 картин, которые должен знать каждый (Часть первая)
Подслушано на стенах. Wall Can Talk вместе с Аленой Фарбой