Современные дизайнеры работают на среднем уровне бизнес-цепочки. Не важно, где вы работаете. И фрилансерам, и дизайнерам в агентствах клиенты (или босс) говорят, что делать. Вы можете возразить и сделать что-то по-другому, но в целом это так.
Ваш потребитель – это ваш начальник. Точнее, начальник вашего начальника. Или клиент. И главная задача вашего дизайна – понять, кто ваш потребитель, и что ему нужно.
Вы принимаете поручения от верхних, обрабатываете и передаёте материал тем, кто будет производить продукт. Дизайнер здесь – связующее звено, которое работает посредником и проводником.
Пользователь – центр дизайна
Порой кажется, что в компании вы – единственный, кто помнит о пользователе. CEO готовит отчеты и считает прибыль, разработчики делают то, что им скажут. Но несмотря на это, вам нужно сохранять ориентированный на пользователя подход, потому что от вас как от связующего звена зависит то, насколько качественным получится финальный продукт.
Ориентированный на пользователя подход в дизайне основан на четырех принципах:
- Фокус на людях. Продукт должен помогать потребителю, а не показывать, насколько вы круты.
- Решение верной проблемы. Важно определить главный источник проблем и устранить его, а не латать дыры.
- Думай о целой системе. Думаю, все слышали выражение «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его на целый день. Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь». Здесь оно как никогда уместно.
- Все ошибаются. Никто не создает идеальный продукт. Поэтому вы должны следить за продуктом и обновлять его в соответствии с новыми условиями.
Хороший дизайнер никогда не должен забывать об этих четырех пунктах. Именно они помогут решить не только мелкие задачи, но и комплексные проблемы.
Дизайнеры сегодня имеют гораздо более серьезную роль. Если раньше от них требовалось лишь создавать эсетически привлекательные вещи, то сегодня они должны постоянно следить за тем, что люди получают то, чего хотят, а руководство не забывает об основных целях.
Дизайнер – лучшее решение комплексных проблем
К Дону Норману из Nielsen Norman Group и его команде обратились Национальный раковый институт и Федеральная комиссия по связи США со следующей проблемой.
В труднодоступных горных районах штата Кентукки настоящий аномальный район: самое большое число людей с раковыми заболеваниями, с сердечными проблемами, диабетом и опиумной зависимостью. Но причем тут дизайнеры?
А при том, что в чем дизайнеры действительно хороши, так это в объединении разных дисциплин. Один из лучших их навыков – ничего не знать о той области, в которой им предстоит работать. Но главное – понимать, что ты ничего не знаешь.
Когда вы работаете над масштабными проблемами, вам понадобятся эксперты из разных сфер. Экономисты, политики, ученые, представители местных культур – как они будут понимать друг друга?
Тут и берут всё под контроль дизайнеры. Не понимая ничего, они просят экспертов объяснить и поделиться знаниями с командой, тем самым связывая весь персонал воедино.
У каждой сложной проблемы есть простое решение.
Эксперты так хотят описать проблему, что забывают о самом главном. Людях. Представители местных общин так глубоко прогружены в культуру, что зачастую видят симптомы, но не картину в целом. Дизайн решает эту проблему внутри проблемы – благодаря центрированному подходу.
Задача дизайнера – найти креативных людей среди местных и связать их с экспертами. Так одна сторона получит необходимые «данные изнутри», а вторая – ценные знания. В этом случае дизайнер выступает переводчиком.
Решением проблемы должны заниматься не дизайнеры, и не эксперты – этим должно заниматься само общество. Задача остальных – направить их, вдохновить и предоставить необходимые платформы для обучения.
В мире 7,5 миллиардов человек. Если решением проблем будут заниматься только дизайнеры и эксперты, ресурсы быстро закончатся. Людей просто не хватит. Но объединив людей и научив их чему-то, вы сможете решить проблему и затратить при этом гораздо меньше ресурсов. Так работает эволюция.
Материал основан на лекции Дона Нормана, проведенной в рамках Krupa 2019