Во многих статьях и книгах рекомендуют съемку пейзажа в режимное время, то есть съемку под открытым небом с использованием рассеянного света, отражённого от небосвода перед восходом, когда лучи солнца падают на пейзаж под углом менее 30 градусов и окрашены в теплые тона. Академически правильной в этом контексте будет такая фотография:
Действительно, все эти каноны приводят к выразительным фотографиям. Но хороший результат возможен в любую погоду и время суток!
Начинающие фотографы, начитавшись книг и рекомендаций относительно идеальных условий для съемки, ждут и ищут этих самых условий, что часто приводит к долгим простоям в творчестве и работе.
Один фотограф, утверждает, что столкнувшись с такой же своего рода проблемой, ему помог отказ от установки “работа на результат”. То есть для начала он просто решился на съемку в нережимное время и не ждал результата или ждал, что он будет плохим.
Для начала сконцентрируйтесь на процессе, а не на воображаемом желаемом результате.
И смиритесь, что сначала этот процесс будет для вас обучением, во время которого вы вынесете для себя ценные знания.
Стандартные рекомендации по съемке пейзажа ощутимо упрощают работу фотографу, природа преподносит ему на блюдечке нужный контраст, резкость, цвета… Съемка в неправильное время – это вызов самому себе, это сложности, которые станут толчком к вашему профессионализму, ведь все будет зависеть от вашего умения увидеть и запечатлеть это своей техникой. Вы становитесь художником, от вашего видения зависит, станет блеклое серое выразительным или нет.
Кстати, отличный пример – художники. Они не знали плохой погоды. К примеру, Мане писал и в дождь, и в мороз, и в солнечный полдень.
Режимное время
Режимное время — период, который состоит из двух часов: один час до восхода солнца и еще один час после него, или же один час до заката и один час после него.
В эти часы тени начинают сгущаются. Объекты освещаются меркнущим небом, они намечены, но не проработаны светом. Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».
Нережимное время
Съемка в нережимное время, то есть под прямыми лучами солнца или в пасмурную погоду – это всегда эксперимент, и четких рекомендаций быть не может. Мы поговорим о психологической стороне этого процесса. Начнем с того, что любая погода и время суток подходят для создания прекрасных снимков. Всё дело в подходе, отношении к процессу создания фотографий. Некоторые фотографы полагаются на технику и ее четкие параметры, а некоторые помимо того, что знают какой режим и когда использовать, стараются увидеть больше, чем просто дерево в поле. Это и есть подход фотографа-художника. Отличие от фотографа-любителя в том, что он не просто фиксирует реальность, он создает на основе реальности абсолютно новую картину со своим смыслом.
У фотографа тоже есть свои кисти. И для того, чтобы нарисовать пейзаж, нужны такие кисти как контраст, тональные пятна, насыщенность объектами, разноплановость, контрасты объемов и светотеневых форм, тени…
Тени, кстати, есть всегда, просто в пасмурную погоду они менее выражены.
Тональные пятна есть основой композиции, например, зеленый лес не станет просто зеленым месивом из-за разделения тональных пятен.
В пасмурном пейзаже не переборщите с насыщенностью цвета при обработке, так как яркий цвет будет восприниматься неестественно.
Также если в объективе всё сливается, стоит усиливать разницу между цветовыми пятнами, темные сильнее проявить на фоне светлых, оранжевые – на фоне зеленых.
P.S. Если с цветом дело плохо, всегда есть выход: чёрно-белая фотография.
Читайте также:
Цвета в фотографии: основные и дополняющие
Бесплатная коллекция пресетов для Lightroom от фотографа Fuji