Кириллица была изобретена в XI веке специально для того, чтобы записывать с её помощью тексты на старославянском языке. По внешнему виду буквы кириллицы напоминают греческие, однако их значение и алфавитный порядок следуют глаголице, которая была придумана столетием ранее двумя византийскими миссионерами, святыми Кириллом и Мефодием. Далее, на протяжении столетий кириллица постепенно трансформировалась, пока не приняла свой современный вид.
В этой статье мы расскажем, как написать и красиво оформить стихотворение А. С. Пушкина “Эхо”, где применён рукописный вариант “гражданского шрифта”, который используется в наши дни для печатания “светских” книг.
Необходимые материалы для работы
- Бумага для картриджей
- Мягкий карандаш 2В
- Перо William Mitchell № 3.5
Заострённое перо
- Гуашевая краска
- Белый клей ПВА
- Лист позолоты (продаётся в книжечках по 25 листочков в каждой)
- Гладилка с изогнутым костяным наконечником (нужна для придания блеска позолоте. Вначале осторожно протрите позолоту, а затем постепенно увеличивайте нажим на гладилку до тех пор, пока позолота не засверкает)
- Линейка
- Кисть № 0 или 1
Учимся писать “гражданским шрифтом”
Чтобы помочь вам сориентироваться и познакомиться со шрифтом до начала работы, ниже представлены пошаговые инструкции написания некоторых букв.
Пишем букву “Д”
Проведите первый штрих с наклоном пера в 20-25 градусов от верхней до основной линии строки, слегка изогнув линию влево.
Вернитесь к вершине буквы и проведите заходящую за левый край первого штриха вертикальную линию вдоль верхней линии строки, держа перо под тем же углом, что и раньше.
Проведите от верхней части буквы диагональную линию вправо, держа перо под тем же углом. Доведите этот штрих до основной линии строки.
Проведите слева направо штрих, идущий вдоль основной линии строки. В конце штриха поверните перо под углом 45 градусов и сделайте засечку. Такая же засечка встречается в буквах Б, Г, Ц и Щ.
Пишем букву “Э”
Проведите обращённую вправо дугу от верхней до основной линии строки, держа перо под углом 30 градусов.
Отступите влево и добавьте короткую соединяющуюся с нижним концом первого штриха дугу, держа перо под тем же углом.
Вернитесь к вершине буквы и проведите вниз штрих, образующий верхнюю арку буквы.
Отступите влево на середину строки и проведите слегка изогнутый штрих, соединяющийся с левым краем первого штриха. Следите за тем, чтобы последний штрих не получился слишком изогнутым.
Пишем букву “б”
Держа перо под наклоном приблизительно 45 градусов, проведите плоскую, наклоненную влево дугу, начав её от верхней линии строки и закончив небольшим поворотом вправо у основной линии строки.
Приложите перо к начальной точке первого штриха и проведите слегка изогнутую вправо линию вдоль верхней линии строки. Затем перенесите перо к середине первого штриха и проведите плоскую, изогнутую вправо дугу, соединяющуюся с нижним концом первого штриха.
Пишем букву”Ж”
Поверните перо под углом 30 градусов и проведите слегка изогнутую линию от х-линии, доходящую до середины между х-линией и основной линией строки.
Поверните перо под углом 10 градусов и проведите влево диагональную линию от нижнего конца первого штриха до основной линии строки.
Передвиньте перо вправо и проведите вертикальную линию от х-линии до основной линии строки, держа перо под углом 20 градусов.
Поверните перо под углом 25 градусов и проведите диагональную линию сначало влево от х-линии до середины вертикального штриха, а затем, не отрывая пера, продлите её по диагонали вправо, до основной линии строки.
Добавьте завиток на верхнем правом конце буквы, держа перо под углом 45 градусов.
Пишем букву “Ы”
Держа перо под углом 25 градусов, проведите вертикальный штрих от х-линии, заканчивающийся небольшим изгибом вправо возле основной линии строки.
Перенесите перо чуть выше середины первого штриха и проведите изогнутую вправо дугу, соединяющуюся с концом первого штриха на основной линии строки.
Добавьте отдельно стоящий вертикальный штрих, продолжая держать перо под тем же углом.
Остальные буквы автор книги, что легла в основу этого урока, счёл нужным не излагать в этой главе, в силу того, что подробно описал этот процесс в его уроках латинской каллиграфии. Тем не менее, сопоставив стиль “гражданского шрифта” с латинскими шрифтами из предыдущих глав, я пришла к выводу что больше всего он напоминает каролингский шрифт, где автор показывает разметку и написание букв двумя связанными карандашами:
Теперь переходим непосредственно к стихотворению
Напишите стихотворение на бумаге для картриджей, это позволит вам оценить площадь, которую будет занимать текст. Аккуратно сложите лист бумаги для картриджей вдоль пополам, вновь разверните, а затем начертите на обеих половинках развёрнутого листа поля и линии строк.
Переведите с помощью кальки или напишите от руки карандашом заглавную букву стихотворения, занимающую по высоте две строки. Наметьте окружающий букву прямоугольник.
Напишите текст чёрной гуашью, разведённой в воде и загруженной на перо с помощью кисти.
Разведите клей ПВА до консистенции гуашевой краски. Возьмите маленькую кисточку и покройте заглавную букву стихотворения тонким ровным слоем клея. Дайте клею просохнуть в течение 15 минут, а затем приложите к букве листок позолоты.
Аккуратно снимите листок позолоты. Если позолота не полностью покрыла всю букву, ещё раз приложите к ней листок позолоты. При том вы можете нанести любое количество слоёв позолоты, не прибегая больше к клею. Отполируйте позолоту до блеска.
Разведите гуашевую краску и окрасьте окружающий букву прямоугольник маленькой кистью. При желании вы можете добавить узоры или обвести контур буквы краской другого цвета.
Далее разведите водой красную краску и напишите название стихотворения, взяв более широкое перо, чем то, которым вы писали текст. В конце напишите той же краской внизу стихотворения имя автора. Его следует написать заострённым пером и курсивным шрифтом.
Готово! Теперь у вас в руках великолепная открытка со стихотворением, которая всегда будет радовать глаз, и, быть может, послужит началом на вашем творческом пути в каллиграфии, ведь впереди ещё столько стилей и шрифтов, которые так и ждут своего воплощения. В этом вам сможет помочь книга “Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока” Р. Клеминсона, откуда и был взят урок, описанный в статье.
Читайте также:
Советы каллиграфам: как хранить рабочие принадлежности