fbpx

«Последняя» картина Ван Гога оказалась не последней

Глядя на картину выше, легко понять, почему именно её считают последней работой Винсента ван Гога. Мрачные грозовые тучи на горизонте, вороны – вся сцена буквально кричит о трагедии. Тем не менее, у исследователей есть более веское доказательство, чем «ощущение тревоги».

В письме к брату и невестке Ван Гог указывает дату создания «Пшеничного поля» – 10 июля 1890 года. Учитывая, что смертельный инцидент случился 27 июля, сложно поверить, что это действительно последняя картина голландца. Неужели он две недели ничего не творил?

По сообщениям Hyperallergic, у исследователей из амстердамского Музея Винсента ван Гога новый фаворит. Ученые считают, что последней работой художника является менее известное полотно под названием «Корни деревьев». Это не первое подобное заявление.

«Корни деревьев», Wikimedia Commons

В 2012 году искусствоведы Берт Мэйс и Луи ван Тилборг привели веские доказательства в пользу места картины в творчестве Ван Гога. «Корни дерева» – одна из двух незавершенных работ, относящихся к последним дням художника. Однако Ван Гог не имел привычки бросать картину незаконченной.

По версии Hyperallergic, в своих последних работах Ван Гог углубляется в абстракцию, чего не было в раннем творчестве. И действительно, предмет «Корней деревьев» определенно сложнее выделить, чем в «Пшеничном поле с воронами» или «Фермах возле Овера». Почему именно в этих работах? Они также не закончены и относятся к последним месяцам художника в деревушке Овер-сюр-Уаз.

«Фермы возле Овера», Wikimedia Commons

Запутал всех и шурин Тео ван Гога, Андриес Бонгер. В 1891 году он назвал «Фермы возле Овера» последней работой ван Гога, однако позднее выделил совершенно другой холст. «Утром перед смертью [Ван Гог] нарисовал sous bois [лесную сцену], наполненную солнцем и жизнью».

«Корни деревьев» как финал

Это описание подходит к «Корням деревьев» – картине, наполненной морем приглушенных синих, зеленых и коричневых оттенков. «Корни обнажены, оторваны от земли и опасно висят», – объясняет Луи ван Тилборг. Кажется, эта картина – своего рода прощание от автора.

Читайте также:  Нью-Йорк пуст, но уличные художники все еще работают. Они адаптируют свои методы

По мнению Ван Тилборга, Ван Гог мог бы сказать: «Я жил, как корни деревьев. Я прикладывал все усилия. Я боролся с жизнью. Я вырос. Но теперь время подходит к концу. Я падаю». Как писал Ван Гог в своем письме: «Я обычно стараюсь не падать духом, но моя жизнь тоже подвергается нападкам в самом корне».

Тем не менее, куратор музея Нинке Баккер предостерегает: не стоит приписывать слишком большое значение этой картине.

«Вполне очевидно, что он пытался выразить свое собственное эмоциональное состояние. Тем не менее, эта картина также сочится энергией и жизнью. Как мне кажется, вряд ли Ван Гог умышленно нарисовал эту картину как прощание. Это было бы слишком рационально».

Поделиться:

Про автора

Автор «Сей-Хай»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: