Кино как искусство является еще ребенком. И, в отличие от более матерых собратьев, изменения и тенденции в нем наступают несколько чаще и заметнее, нежели в литературе или музыке, к примеру.
И я не говорю только о “внутренней составляющей” – жанры и манера писания варьируют во всех искусствах, независимо от возраста. Важны изменения в технике, в манере подачи, в стилистике, в аудитории для которой этот продукт создается. И, в случае с кино, особенно в финансовом факторе.
Предвидеть с точностью до года или месяца все изменения искусства – это как предвидеть поведение стихии.
Однако, несколько основных моментов можно все таки просчитать. Понятное дело, что если в мире кино неожиданно выстрелит какой-нибудь новый “Аватар” или еще что-то подобное, то курс немного изменится (в зависимости от “пули”, что выстрелила и сразу же вошла в моду).
Давайте же с вами попробуем предположить, чего стоит ожидать от кинематографа в ближайшие года.
1. Все меньше “альтернативного кино”
“Альтернативное кино умирает” – именно так высказался Девид Линч в одном из своих интервью. И я, пожалуй, с ним соглашусь.
Но причиной этого будет скорее не люди, что снимают, а люди, что дают деньги и смотрят. Пожалуй, стоит объяснить.
Во-первых, кинокомпании не горят желанием выделять деньги на артхаус – кино-то по своему предназначению не рассчитано на зрительские интересы и прибыль является, мягко говоря, рискованной затеей, ведь из 10 артхаус фильмов, лишь пару можно смотреть не зевая или не борясь с желанием выключить.
Также, стоит отметить, что добрая часть режиссёров, что снимает “свое собственное ощущение и видение” перебрались в уже более мейнстримное русло. И в этом, отчасти, вина зрителей. Ведь то, что становится популярным среди широкой аудитории, не может быть артхаусным – так, авторским мейнстримом с намёком на индивидуальность и уникальность.
Ну и мы можем наблюдать, как Джим Джармуш или же Эмир Кустурица становятся все более понятными и доходчивыми. И с одной стороны, стоит порадоваться за публику, ведь они умнеют и тянутся не просто к каким нибудь “Трансформерам“, но для “альтернативного кино” пользы в этом мало:)))
Но, если вы потенциально интересный режиссер или сценарист или продюсер и готовы снимать безбюджетные фильмы (или попросту фильмы, что можете оплатить сами) – тогда милости просим на ковер компании дистрибьютора.
2. “Цифра везде”
Как бы это грустно не было, но кино уходит от пленки, от классики в сторону современных технологий и новшеств.
И, вскоре, Кристофер Нолан или же Квентин Тарантино, что любят пленку и преданы ей, просто вынуждены будут перейти на цифровой кинематограф.
Подобная ситуация в свое время произошла с звуком в кино – как бы Чарли Чаплину не хотелось, чтобы немое кино продолжало свое процветание, оно отошло на второй план, а после и вовсе затерялось в толпе “говорящих” сородичей.
3. Новая техника – новые возможности
Это предсказание на прямую связано с предыдущим – цифровые камеры (от малых до огромных), другие гаджеты, что значительно упрощат съемку и откроют новые перспективы для развития индивидуальной манеры оператора (мало ли куда можно засунуть миниатюрную камеру и что в результате получится).
Также, важную роль теперь играет интернет. Он может ускорить процесс съемки или стать альтернативой зрительным залам в больших кинотеатрах.
4. Другие нравы и проблемы – другая тематика
Это предсказание касается именно киноделов, которые отвечают за творческую составляющую кино.
Понятное дело, что есть темы, что никогда не устареют – добро и зло, смерть, войны и другие глобальные вопросы. Но также, есть темы, с которыми мы свыкаемся, и, вскоре, по всей вероятности, они перестанут быть столь острыми – на экранах появились однополые пары, актеры и их персонажи разных рас и национальностей и зритель стал гораздо терпимее к людям с необычной внешностью. Большинство из них уже утратили свою скандальность, и зритель наконец-то стал оценивать их за игру, а не за вызов обществу.
Я же предполагаю, что киношникам выгоден скандал и шумиха в мире вокруг их детища – так что, они найдут новые меньшинства или проблемы, которые будут будоражить публику и заставлять издания говорить о себе.
5. Кино будет дороже
Если вы читаете статьи по поводу бюджетов фильмов, то прекрасно понимаете, что сейчас есть стойкая тенденция на то как “сделать фильм подороже и зрелищнее”. И, конечно, такие суммы как-то нужно отбивать в прокате. По этому можно сказать, что и кино, и билеты станут дороже – нужна же выгода.
Стоит, правда, отметить, что кинотеатры могут на этом сильно потерять – у них есть отличный конкурент – Интернет, который и фильм покажет, и ты останешься в удобном домашнем кресле (хотя я, например, наоборот, стремлюсь в кино, подальше от домашнего уюта).
6. Кино будет доступно всем
И опять же вспоминаем интернет – лёгкий и доступный способ посмотреть фильм, поделиться впечатлениями и обсудить спорные вопросы.
Также вспоминаем курс кинопроизводителей на мейнстрим (артхаус не выгодный) и предполагаем, что сложные темы будут раскрываться более наглядным и простым способом (без заумных аллегорий).
Таким образом, кино будет как на физическом уровне, так и на интеллектуальном понятно разным слоям населения. И это хорошо! Ведь уровень кино может и будет повышать уровень зрителя, и тот будет умнеть.
7. Виртуальность кино (альтернативные методы просмотра)
При этом выражении мне почему-то вспоминается забавная концепция рекламы в мире мультсериала “Футурама” – ты спишь и тебе в снах рекламируют томатный соус или ещё какую ненужную фигню.
Такой подход возможен и в кино – возможно, не через 20 лет, но инженеры-изобретатели, мне кажется, будут двигаться именно в таком направлении.
Тогда уж кинотеатрам вообще не поздоровится – ведь при просмотре в голове у себя или через специальные очки можно избежать соседа, что громко кушает попкорн или комментирует всё происходящее, и при этом получать точно такое же удовольствие от просмотра фильма.
8. Уход в реализм, а после выход из него
Сейчас сложно не заметить тенденции “more dark, more realistic “. Режиссеры стремятся приблизиться к более реальным историям, а не к отполированным историям с хеппи-эндом. И эта тенденция сохранится – ещё не все попробовали, не все получилось удачно.
Однако, такая тенденция тоже надоедает. И думаю, после нее пойдёт мода на “полировку” историй и, возможно, на некоторую театральность (актёры продолжают хорошо играть, но их окружение и обстановка становится более “картонной”).
9. Интерактивность
За что люди любят компьютерные игры? Не за графику или даже за сюжет. Нет, игры любят за то, что ты являешься контролером ситуации, в твоих руках судьбы героев и ты можешь влиять на сюжет.
Я думаю, что именно это и произойдёт с кино. Возможно, стоит снять фильм с некоторыми разветвлениями и дать зрителю возможность выбирать варианты исходов. Или же отдать аудитории бразды правления – пусть сами выбирают, за кого хотят смотреть фильм – за антагониста или за протагониста.
Конечно, это значительно усложнит процесс производства, но и повысит интерес и даст новый виток развития технологий воспроизведения.
Мне кажется, стоит подумать над такими проектами.
10. Ремейки, франшизы, но не оригинальные фильмы
Уже сейчас можно наблюдать картину, как ремейки и франшизы заполонили весь кинематограф. И дальше будет только хуже.
Я прекрасно понимаю, что сюжетов ограниченное количество, и порою даже оригинальная идея попахивает чем-то уже существующим. Но количество искусственно “склёпанных” франшиз продолжает расти.
И в будущем, думаю, нас ждёт ещё как минимум 4 части “Звездных войн”, множество фильмов Марвел и куча DC Comics.
11. Вынужденный феминизм
Я честно заявляю, что я (надо отметить девушка) сексист. И совершенно обоснованным считаю то, что в кино правят мужчины. Возможно, я вызову бурю негодования, но глядя на уже существующие примеры женщин – режиссеров я только ещё сильнее убеждаюсь, что кино должны снимать мужчины.
Общественность со мной к счастью или к несчастью (тут уж решает каждый сам) не согласна.
Как из с другими предрассудками и проблемами общества (будь то массовая нетерпимость или гендерная принадлежность или ещё какая непонятная ситуация) принято бороться “клином”. Как только начнут говорить, о том “как несправедливо то, что в кино женщин меньше и их не уважают, и платят меньше, и вообще обижают”, сразу же появится целое движение “Дорогу женщине” и сразу же появится определённое количество женщин, что заполонят эту сферу. И, возможно, это хорошо (может, даже меня переубедят они в своей профпригодности). А, может, и плохо. Поживем – увидим.
12. DVD станут раритетом
Это уже можно наблюдать сейчас – процесс повторяется. Сначала были кассеты – после все перешли на DVD. Теперь настал черед в антиквариат записывать и диски.
Я думаю, что они станут модными как виниловые пластинки – их будут собирать и периодически прослушивать, вспоминая былые года и ругая современников.
13. Все тот же “Оскар”
Каждым тенденциям нужна что-нибудь вечное и консервативное. В кино – это “Оскар”.
Можно не сомневаться, что академия так и будет продолжать выдавать статуэтки по своим каким-то личным правилам политкорректности, а не по заслугам, и списки номинантов будут зависеть от политической и социальной ситуации мира, а не от развития киноискусства и таланта отдельных личностей.
Как итог, могу обрадоваться, что перспективы кино разнообразны и оно еще “не собирается на покой”. А дискуссии по поводу правдивости тенденций и предсказаний – только подогревают интерес к предмету дискуссии. Пиар, знаете ли!
Всего хорошего.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Немое кино: черно-белые шедевры визуальной эстетики
Как фильм психологически влияет на зрителя
Экранизировать или не экранизировать? Вот в чем вопрос