fbpx

Новое исследование обнаружило под «Моной Лизой» еще один рисунок

Леонардо да Винчи умер 500 лет назад, но мы до сих пор открываем новые тайны великого художника. Новое высокотехнологичное исследование «Моны Лизы» предполагает, что мастер создавал картину не с нуля. Леонардо использовал ранее неизвестный подготовительный эскиз.

Слабые следы угольного рисунка, видимые благодаря мультиспектральному анализу, свидетельствуют о технике спольверо. При ней художник прокалывает крошечные дырочки по контурам рисунка и использует угольную пыль для переноса наброска на холст.

Открытие, опубликованное ученым Паскалем Коттом в Journal of Cultural Heritage, готовилось более 15 лет. В 2004 году Лувр позволил Котту сделать фотографии «Моны Лизы». Чтобы исследование точнее, ученый сделал 1650 фотографий! И прошедшие полтора десятилетия он без устали изучал полученные фотографии.

«Лувр пригласил меня, потому что я изобрел новую высокочувствительную мультиспектральную камеру с очень высоким разрешением», – рассказывает Котт.

Scans of Leonardo da Vinci's <em>Mona Lisa</em> reveal hidden secrets including a spolvero underdrawing. Photo courtesy of Pascal Cotte.

Благодаря своей камере Lumiere Technology, новаторский метод Котта позволяет обнаружить свет, отраженный на 13 длинах волны. Это позволяет сделать видимыми детали, скрытые под поверхностью картины.

Котт смог определить главные линии, написанные углем, в более светлых областях картины. Для этого он использовал комбинацию инфракрасной фотографии и инфракрасной рефлектографии.

«Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность позволяет усиливать слабый сигнал, – добавил Котт. – Спольверо на лбу и руке доказывает, что предварительный рисунок был».

Впервые ученые обнаружили технику спольверо на шедевере Да Винчи. Это означает, что где-то там еще может существовать бумажный рисунок Моны Лизы, сделанный рукой Леонардо. Возможно, на нем девушка сидит в другой позе, так как рисунок показывает, что художник внес коррективы в окончательную композицию.

В работе Котта отмечается, что набросок мог быть использован для создания копий картины – например, версии, которая представлена в Музее Прадо в Мадриде. Кроме того, исследование обнаружило ранее невидимые детали. Над головой Моны ученый увидел нечто, похожее на заколку, – во Флоренции они не были в моде. Котт предполагает, что картина была не портретом, а аллегорической работой или изображением «нереальной женщины, похожей на богиню».

Читайте также:  Картина маслом: 5 советов для начинающих от экспертов

Но это уже загадка для нового исследования.

Читайте также:

Медицинские эксперты обследовали состояние здоровья «Моны Лизы»

Нейросеть сгенерировала реалистичные лица со знаменитых картин

Самое раннее известное произведение Леонардо да Винчи показывает, что он был амбидекстром

Поделиться:

Про автора

Руслан Копылов

Автор «Сей-Хай»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: