С житейской позиции, не обремененной особыми знаниями, музыкальная гармония может приравниваться к такому смутному качеству как благозвучность. Мол, удачно нанизанные на нотный стан значки, зазвучавшие благодаря музыканту, и являют собой ту самую гармонию. Но так как люди разные, и многие из них, от чрезвычайного ли ума или от скуки, бросаются в крайности, то искомое благозвучие для них не составит труда отыскать и в местах, для этого не отведенных.
Собственно, музыкальная гармония в этом самом бытовом смысле имеет право на существование только в приватных беседах между неспециалистами, для посвященных же она составляет целую науку, о которую регулярно разбивают лбы нерадивые студенты. На самом же деле, этим мудрым комплексом знаний, в идеале, обязан обучиться любой мало-мальски сознательный музыкант с заявкой если не на талант, то на способности. В худшем же случае, с наукой этой должны были бы тесно познакомиться хотя бы будущие композиторы всех жанров и стилей. «Зачем эта чепуха нужна, когда и без нее можно трепать струны, бить по клавишам, дуть в медь и извлекать тем самым божественные звуки?» – могли бы спросить вы. Попытаюсь ответить на этот вопрос.
Немного истории
Ученые, на основании материала, добытого в результате археологических раскопок, пришли к мнению, что музыкальные инструменты существовали уже около 40 000 лет назад. Это означает, что красивой последовательностью звуков наслаждались задолго до возникновения цивилизации. Мы не можем проследить, как менялась музыка в течение десятков тысяч лет, но уже первые образцы цельных произведений, которые дошли к нам от древних греков, свидетельствуют о том, что этот народ был хорошо знаком с понятием лада. Более того, имевшие особый пунктик по поводу поиска закономерностей и форм, именно греки впервые сформулировали постулаты музыкальной теории, отдельные положения которой актуальны до сих пор.
В те же времена появляются первые разработки правил построения мелодии, которые мы не станет здесь рассматривать по той причине, что эллины (древние греки) любили находить в объекте своего исследования параллели с другими областями знания – от геометрии до анатомии. А эта информация в нашем случае будет уже лишней, потому как в большинстве случаев она безнадежно устарела и представляет интерес только для специалистов. Итак, мудрый древневосточный народ дал толчок для изучения закономерностей, по которым строится музыка. Далее эти знания развивались вплоть до Нового времени, когда они стали единой опорой построения произведений различных «академических» жанров.
Здесь пора сделать небольшое отступление. Гармонию не следует понимать как нечто, предшествующее музыке или неотделимое от нее. Нет, на самом деле ее можно сравнить с нормами грамотной устной или письменной речи, не существовавших изначально, но постепенно, на протяжении длительного периода времени, искусственно извлекаемых из языка. Также и с гармонией – нужда в ней возникла на том этапе композиторского мастерства древних народов, который требовал фиксации и анализа своих достижений и богатейшего опыта. Иными словами, размышление над закономерностями построения красивых мелодий привело людей к выявлению особой системы, придерживаясь которой можно было из хаоса звуков собрать приятную для слуха композицию.
В чем суть
Но перейдем поближе к современности. После длительных поисков, музыковеды всех мастей наконец смогли отыскать некоторые закономерности, отталкиваясь от которых можно было выстраивать «правильную» музыку. Нормы эти были найдены, прежде всего, в отношении звуков и созвучий в ладах. Главным открытием было сведение гармонических отношений в пределах одной тональности к функциональным особенностям её ступеней: тоники (первая ступень лада), субдоминанты (четвертая ступень) и доминанты (пятая ступень).
Звучит поистине страшно, но в предельно упрощенном виде всё будет выглядеть примерно так: каждый лад имеет неустойчивые звуки (а затем и созвучия), которые требуют разрешения. Сам процесс построения композиции, таким образом, сводится к постоянной конфронтации шатких и как бы стремящихся выпасть из общего музыкального полотна аккордов с созвучиями, сглаживающими шероховатости неустойчивых элементов. На этом конфликте вырывающихся на волю звуков и звуков, возвращающих композицию в благоволящее слуху русло, и построена вся классическая тонально-функциональная гармония. Большая часть классической музыки до второй половины XIX века создана именно по этому принципу (для усвоения слушаем и анализируем венских классиков – Гайдна, Моцарта и Бетховена). А вот с популярной, джазовой и рок-музыкой дела обстоят несколько иначе.
Гармония, которую мы попытались самым примитивным образом объяснить выше, построена на выявленных функциональных особенностях звуков и созвучий конкретных ладов. Но есть немало композиций в современной музыке, которые сложно подвести под эту схему. Здесь вступает в силу уже иная система отношений – модальная гармония. Этот страшный зверь характеризуется особым подходом к большинству функций лада. И вместо использования привычных устойчивых отношений преимущественно в мажоре и миноре, он берет на вооружение народные лады и просто наслаждается их красочным и необычным звучанием, выраженным в мелодиях. Потому привычные нашему уху разрешения неустойчивых звуков будут встречаться значительно реже, чем в тональной музыке. Тоника, однако, все же присутствует, но определить ее на лету практически невозможно, так как функции ее меняются в течение одного и тоже произведения. Для понимания, что есть модальная гармония, можно послушать, например, японские народные песни.
Гармония в роке
Рок-музыка в разные периоды своего развития использовала различные приемы гармонизации. На первых этапах она плотно подружилась с блюзовой гаммой, основой которой служит миксолидийский лад. Вдохновляясь в большей мере фольклорным материалом, музыканты были далеки от построения музыки строго по «тональному» принципу. Большинство их находок, обозначаемых обычно как риффы, являются ничем иным как игрой с ладовыми красками. Появление утяжеленных стилей (хардкор, грайндкор, дэткор, нойз и прочие) максимально упростило гармонию, отчего консервативно настроенные граждане почитают эту музыку за шум.
Тем не менее, гармония в роке присутствует и в большинстве случаев она является модальной. Исключением служат различные исполнители прог- симфо- и авант-рока. К сожалению, рассмотреть подробно особенности построения композиций жанра рок не представляется возможным из-за колоссального объема материала, но интересующиеся данным вопросом могут обратиться за подробностями к пособиям, которые я перечислю в конце статьи.
Как же обстоят дела с джазовой гармонией?
Этот музыкальный жанр, как и рок, вышел из народа. Его основой послужил блюз, и потому нет ничего удивительного в том, что первоначально исполнялась музыка модальная по структуре. Однако уже в рэгтайме на всю мощь используется классическая тональная гармония. Чуть позже сгруппировавшиеся в коллективы музыканты сконцентрировались на сольных партиях, которые при всей своей неуловимой пестроте, обыгрывали аккорды, принятые за костяк композиции. То есть, несмотря на кажущуюся хаотичность звуков, они были строго подчинены тональному принципу.
Но уже в 60-х годах исполнители открывают для себя модальную гармонию. Суть ее в данном случае заключалось в том, что мелодически обыгрываться могли любые произвольные созвучия. Акцент ставился на мелодии, раскрывающей характер лада, а не на тонально-функциональных отношениях. Фри-джаз решил окончательно сгубить изощренную европейскую науку и удалился не только от тонального принципа построения музыки, но и от привычной для джаза свинговой ритмики.
В целом, это была настоящая революция, которая во главу угла ставила импровизацию, но еще не освободившуюся от формальных оков. Следующие же поколения музыкантов окончательно отбросили условности и принялись импровизировать без оглядки на какую бы то ни было гармонию. Правда для того, чтобы делать это на достойном уровне, им приходилось осваивать музыкальные инструменты, как и простым смертным – в музыкальных учреждениях. Дальнейшее развитие стилей, подразумевало использование возможностей, открытых как музыкальными теоретиками и академическими композиторами, так и талантливыми афроамериканскими исполнителями. Все это привело к существенному пересмотру музыкальной теории, которая в отдельных своих частях стала настолько запутана, что может испугать даже самого смелого исследователя.
Гармония в электронной музыке
А теперь к вопросу о том, зачем следует знать положения гармонии, например, мальчикам и девочкам, пишущим электронную музыку. На самом деле, это вовсе не обязательно, но отсутствие знаний, так или иначе, ограничивает композитора. Ну и не будем забывать об очевидных вещах: только при условии усвоения комплекса норм и правил, можно научиться изящно их нарушать. В остальных случаях музыка будет писаться чисто интуитивно, а сами способы ее написания будут опираться не на знание и понимание каких-то закономерностей, но на опыте слушателя и исполнителя. И то другое капитально обогащается после даже поверхностного погружения в теорию музыки. Хотя, надо признать, что знакомство с основами гармонизации не сможет научить писать гениальные произведения. Зато оно поможет облегчить работу композитора.
Итоги
Вся вышеизложенная информация – это скромная попытка объяснить некоторые особенности учения о гармонии, которые сложно уловить во всем своем объеме без базовой теоретической подготовки. Не всем она покажется простой, но возможно кого-то немного заинтересует, а потому отдельно упомяну учебные пособия, которые позволят чуть лучше ознакомиться с предметом:
Гарц Фред «Гармония для гитаристов» – вариант для учащихся на классической или электрогитаре. Содержит минимум теории и немного упражнений, которые помогут раскрыть основные принципы классической гармонии;
А. Должанский «Краткий курс гармонии» – один из самых доступных по изложению учебников;
И. Дубовский, С. Евсеев «Учебник гармонии» – по нему до сих пор изучают гармонию в училищах и вузах. Довольно сложно написанный, но один из самых толковых по сути.
Девуцкий В. «Стилистический курс гармонии» – можно изучать в качестве дополнительной литературы к основному курсу гармонии.
Ю. Чугунов «Гармония в джазе» – небольшой по объему учебник, раскрывающий основные принципы гармонизации в джазе.
Превью: Depositphotos
Читайте также:
Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль
8 простых шагов, которые помогут создать музыкальную композицию