fbpx

Наталия Синепупова о визуальных коммуникациях и актуальном обучении

t11Наталия Синепупова – график-дизайнер, основатель, руководитель и преподаватель School of visual communication (SVC). Выпускница Национальной академии изобразительного искусства, неоднократная участница интенсивов Британской Высшей Школы Дизайна. Организатор международных образовательных студенческих обменов. Инициатор и участница многих групповых образовательных проектов и фестивалей: ГОГОЛЬFEST, UKRAINIAN DESIGN: THE VERY BEST OF, Книжный Арсенал, Extreme Territories, Visual Communication Gathering и других.

 Что привело вас в дизайн?

Мой путь к сегодняшнему руководству School of visual communication был сопряжен с получением классического художественного образования. Я прошла шаг за шагом все ступени, которые были доступны мне, как человеку, родившемуся в СССР: училась в студии, окончила Донецкую художественную школу и художественное училище, а двадцать лет назад решила жить в Киеве и окончила Национальную академию изобразительного искусства (НАОМА). Там же получила свой первый опыт преподавания, почти три года учила студентов особенностям графического дизайна на кафедре графики.  

Я до сих пор не могу определиться, что же мне ближе, с чем мне больше нравится работать – с визуальными кодами дизайна или современного искусства?  Впрочем, зарубежное дизайнерское образование, например, европейское, не ставит этот вопрос ребром (ты художник или дизайнер?). Они воспитывают artista, мастера в широком понимании этого слова. Который способен решать различного рода задачи и выбирать для них правильные инструменты. Так студент учится думать. Впоследствии, дифференциация всё же происходит. Но такой подход очень сильно помогает созреть, осознать, что все мы (художники и дизайнеры), занимаемся по сути одним и тем же – формируем визуальную культуру, создаем среду для жизни и развития, придумываем новые форматы визуального языка.

171729093

Вот так, постепенно выпускаясь из одного учебного заведения и поступая в другое,  следуя от одного проекта к следующему, взаимодействуя с разными людьми, путешествуя по разным городам и странам, читая книги и размышляя, сама жизнь поступательно подводила меня к тому, чем я занимаюсь сейчас. Но самое большое влияние на меня оказали три учебных курса, которые я уже после всех своих «академок» получила в Британской Высшей Школе Дизайна.

Что является для вас источником вдохновения?

Почти везде и всегда на основании индивидуальной практики я исследую композицию в разных ее проявлениях: в дизайне, в коллаже, в фотографии, в одежде, в трехстишиях хайку. При этом источником вдохновения может служить всё что угодно: идея, человек, инструмент, материал, просто тень или свет, чертящие абрисы на асфальте.

Как родилась идея создания своей школы дизайна?

В Украине реализовать себя в дизайне и искусстве молодым талантливым людям достаточно непросто. Многие, к большому сожалению, не связывают свое будущее с Украиной, да и саму Украину трудно пока назвать родиной дизайна. Дизайн, это лакмусовая бумажка, по которой можно замерять здоровье социальной среды, в которой мы пребываем. Те, кто однажды побывал в Лондоне, Париже или Цюрихе, наверняка запомнили что-то очень красивое, поражающее воображение, функциональное. Мы с удовольствием возвращаемся в такие места вновь, чтобы пережить этот опыт снова.

Читайте также:  Принципы эффективной работы от главного редактора AdMe

Силы и мощь дизайна и искусства очень велики, они способны, как никакая другая форма, преобразовывать нашу действительность и менять её в лучшую сторону. На каком-то этапе передо мной, как и перед многими, встал вопрос: оставаться или уезжать? Мне показалось важным остаться. Но этот выбор имел и имеет смысл только в том случае, если менять ситуацию, в которой мы находимся.

В 2006 году я начала с того, что создала авторскую мастерскую графического дизайна, набирая группу из десяти человек. Мы вместе на протяжении девяти месяцев проходили путь с нуля и до выпуска. Интересно было наблюдать, как менялось сознание, как осваивались инструменты, как проявлялись характеры, и росло понимание ответственности у студентов. Человек рождается через девять месяцев. За девять месяцев рождался и дизайнер. Сегодня многие из выпускников этой мастерской (этот формат развивался на протяжении шести лет), занимают ведущие позиции в рекламных агентствах, дизайн-студиях, продолжают учиться и работать за рубежом.

10478531_523273214483982_736526717134052783_n (1)

А потом случилось то, что обычно случается с хорошими идеями, – люди охотно к ней присоединяются, улучшают её, преумножают. Сегодня SVC представляет собой синергию преподавательского и студенческого состава. Это команда, которая объединилась, чтобы изменения происходили быстрее и эффективнее.

Три года назад, в момент основания SVC, наш педсостав написал Манифест Школы, в котором изложил самые важные идеи, свои цели, ожидания, направление для последующего движения. Потом предложили осмыслить и визуализировать Манифест студентам, организовали конкурс. Теперь ни один запуск ни одной учебной группы не проходит без обсуждения этого документа. Для нас это очень важно. Это важным становится и для тех, кто, разделяя наши ценности, приходит в SVC.

С чем связано название школы – School of Visual Communication? Что такое визуальные коммуникации?

Школа исследует разные по направленности подходы к визуальности. Образовательные программы в SVC представлены тремя направлениями: дизайн, современное искусство и новые цифровые медиа. Основным объектом изучения и обучения являются визуальный язык, визуальные коммуникации и визуальная культура во всем их многообразии. Нам интересно строить новую образовательную концепцию, основанную на междисциплинарной практике, поэтому в проектных курсах есть смешанные группы участников: художники, дизайнеры и другие творческие специалисты учатся и работают вместе.

Если говорить о визуальных коммуникациях как медиа-дизайне, то нам только предстоит учиться жить и работать с этим. Новые технологии, объём и уровень информационных потоков уже не оставляют сомнения в необходимости новых подходов при работе с визуальностью. Всё больше и больше появляется профессий (или происходит некая трансформация профессий) с новыми интегрирующими свойствами, объединяющие различные принципы и методы профессиональных дисциплин. Границы между различными областями деятельности становятся всё более зыбкими.

Читайте также:  Евгений Сивоконь: “Анимацию невозможно уничтожить”

Коммуникацией становится буквально всё, и графический дизайн оказывается в эпицентре развития информационного общества, ему подражает вся визуальная культура: от визитной карточки до архитектурного ансамбля.

С какими трудностями сталкиваются современные дизайнеры?

Перед дизайнерами и художниками в наше время встают совершенно новые вызовы. Резко расширяется область нашей деятельности. Дизайн как методология, выстраивает новую структуру мышления: аналоговая среда работала с визуальностью по одним принципам, в цифровой среде работа по факту должна строиться по-другому. Но главный вызов времени – это необходимость достижения экологического баланса между человеком и окружающей его социокультурной и природной средой.

В 2011 году Международная профессиональная ассоциация графического дизайна ICOGRADA в своем Манифесте озвучила смену профессиональных парадигм: «Мы больше не работаем с дизайном, как оформительством, мы работаем с дизайном, как визуальными коммуникациями». Этот документ заставил задуматься всё мировое профессиональное сообщество.

171729422

Логотип, упаковка, афиша, веб-сайт, видеофильм, скульптура 3Д маппинга, перформанс  – это средство решения каких-либо задач, достижения целей, постановки новых вопросов… Визуальный язык это знаковая система, а язык знака – это язык его поведения, характер… И вот сейчас, под воздействием времени и технологий, всё меняется. В первую очередь меняется функциональная роль самого графического дизайна. Виртуальная среда современности требует переосмысления. В общем, дизайнерам и художникам есть с чем и над чем работать.

Как прокомментируете ситуацию дизайн-образования и развития дизайна в Украине?

Ситуация, которая была пять-десять лет назад, однозначно стала меняться к лучшему. Появление новых образовательных институций должно порождать дискурс о том, какие формы образования нужны сегодняшнему и завтрашнему обществу. Каким образом их строить?

Наша школа является инициатором проведения панельной дискуссии посвящённой альтернативным формам образования в дизайне, которую мы планируем провести на большой дизайнерской конференции Visual Communication Gathering 13 и и 14 июня в Киеве.

Мы хотим собрать представителей самых разных учебных площадок и попытаться выяснить сразу несколько ключевых вопросов. Чем вызваны изменения образовательных форм? Почему возникла необходимость в альтернативных типах образования? Можно ли привычную среду «роста и развития», в том числе и традиции, перенести из классических институций в новые? Очень надеемся, что приглашенным на это мероприятие будет интересно и конструктивный диалог состоится.

Традиционные ВУЗовские форматы художек всё еще находятся в своем большинстве под влиянием инерции. И это оцепенение связано, прежде всего, с неготовностью актуализации методологии, синхронизации учебных процессов с подобными за рубежом, в непонимании какие креативные специалисты с какими компетенциями нужны сегодняшнему рынку и т.д.

У вас есть идеи о том, как можно изменить ситуацию?

Изменения неминуемо начнутся под воздействием нескольких факторов. Первым благоприятным моментом будет тот, когда в преподаватели пойдут практики, понимающие, что систематизация и передача их опыта это очень важно и для сегодняшнего украинского общества в целом, и для молодого поколения специалистов, и для них самих. Нужно научиться смотреть на это, как на этап профессионального роста: с переходом на следующий уровень.

Читайте также:  Откровенное интервью с Альфредом Хичкоком

1001270_549024931852700_1478605228_n

Здесь очень важно понять, что с приходом на учебные площадки самим практикам предстоит учиться – быть педагогами, учителями, главная задача которых, обучить сути предмета. А на это нужно выделять много времени. Это, не просто забежать на часик после работы показать красивый кейс на проекторе… В сегодняшней среде многие эксперты рассматривают свое преподавание сквозь призму собственного пиара, но как только фокус будет перенесен с личности на изучаемую дисциплину, ситуация изменится к лучшему. Уйдут те, у кого нет мотива обучать и реформировать отрасль/ страну через новые формы обучения, придут те, у кого такой мотив есть.

Второй, фактор – учебные институции альтернативного типа должны начать вести регулярную работу полностью разобравшись со своими первичными функциями – образования и просвещения. А это значит, разрабатывать новые методики и что немаловажно – систему их реализации и проверки в реальности.

И третий фактор, как следствие двух вышеперечисленных, связан с оттоком студентов (читайте оттоком финансов) из ВУЗов на другие площадки. Как только руководство ВУЗов поймет, что им для элементарного выживания необходимо стать актуальными, активными и выстроить процессы внутри своих коллективов по-другому, оно само уберет нежизнеспособное. Но это достаточно трудноосуществимое – потому, что пока ВУЗам будет оказываться финансовая поддержка от государства, им  будет сложно принять очевидное: что нельзя «заниматься дизайном» с 9:00 до 18:00, не живя этим 24 часа в сутки 365 дней в году.

Каким Вы видите будущее дизайна в Украине?

Другим. Лучшим. Только в SVC за год проходит обучение около 400 студентов. Уже через пять лет, мы будем иметь не менее 2000 хороших креативных специалистов. И это только благодаря работе наших преподавателей, нашей площадке. Но мы не ставим себе целью бездумную мультипликацию выпускников, для нас главное качество их подготовки.

10300243_468593483285289_2600828199262510695_n (2)

Мы готовим студентов для реального мира. Важно – дать базу, фундамент, инструментарий и еще импульс к развитию и пониманию, для чего они пришли в дизайн. Вопросы, на которые они должны ответить сами: как с их приходом изменится профессия, окружение, будут ли они в ней на своем месте? Мы хотим передать самое лучшее в том деле, которое любим, которое понимаем и которое должно «заводить» их всю жизнь.

Что вы посоветуете нашим читателям? Возможно, какие-то напутствия новичкам, необходимую и вдохновляющую литературу?

Пожалуй, нужно помнить, что дизайн – это больше чем учеба, это больше чем работа, дизайн – это стиль, модель самой жизни. Нам, дизайнерам, повезло проживать ее интересно и с пользой!

Последние проекты Наталии Синепуповой и актуальные ресурсы:

https://svc.com.ua/o-shkole/

https://www.facebook.com/profile.php?id=100000573866212

https://vcg.com.ua/

https://www.facebook.com/seeepaper?fref=ts

Поделиться:

Про автора

Приветствую Вас, меня зовут Владимир. Я cо-основатель интернет издания Say-Hi и диджитал агентства Dizz Agency.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: