Предметный дизайн – это универсальный язык общения. Именно поэтому так интересно научиться говорить на нём
Святослав Зброй, основатель дизайн-бюро ODESD2, сооснователь и лектор в BAZIS auditorium.
Что для вас творческий процесс?
Мне близки точные науки и научный подход, в своей деятельности я руководствуюсь ими. Поэтому творческий процесс для меня – это процесс поиска информации, её анализ, улучшение и трансформация под задачи, а затем ре-визуализация и передача другим людям: коллегам, партнерам, студентам. Часто, когда люди начинают что-либо создавать, они заведомо игнорируют наследие своих предшественников, полагаясь на то, что современные технологии или веяния «возьмут верх». Так поступать недальновидно. Если мы обратимся к науке, то прочтём об Эйнштейне, который опирался на труды своих предшественников, а позже его работы легли в основу современных теорий. Если захотим найти пример наследственности идей в искусстве, то встретим самый яркий из них – Ренессанс.
В моей жизни есть большое количество учителей, которые во много раз старше меня. Меня настолько поражает их живость ума, что когда я с ними общаюсь, для меня не существует возраста, не существует времени, а существует только истинное знание, которое кристаллизуется в ходе нашей беседы.
Почему пришли к предметному дизайну?
Многие люди считают, что предметы, окружающие нас – это обязательный факт повседневности. Стол, стул, ноутбук, автомобиль – это то, что делает нашу жизнь удобнее, даже если мы пользуемся ими неосознанно. Предметный дизайн – это универсальный язык общения. Именно поэтому так интересно научиться говорить на нём.
Какие перспективы вы видите для себя и для индустрии в ближайшие несколько лет?
На сегодняшний день дизайн-бюро ODESD2 выпустило более 200 серийных объектов: мебель, предметы освещения и декора, близкие клиентам по всему миру. Это направление мы будем развивать в дальнейшем, открывая новые имена и стили.
Сейчас особое внимание мы уделяем технологичным проектам, в частности, основанным на теории интернета вещей (IoT). Главная идея таких проектов – создание предметов, которые помогают человеку общаться с пространством в условиях дома, офиса или города. В них мы соединим предметный дизайн и IT и будем производить серийный продукт.
Также я могу с уверенностью сказать, что в ближайшие 5-10 лет предметный дизайн будет развиваться в направлении энергоэффективности.
Как находите новые идеи? Что вас вдохновляет?
Сколько бы я ни искал, я не могу найти большего вдохновения, нежели в людях. Каждое мнение – важно, каждый взгляд на тот или иной вопрос – поучителен. Моя семья, коллеги, партнёры, студенты – их похвала или критика – это то, что двигает меня вперёд.
В общении с людьми я понимаю, что двигаюсь в правильном направлении, а результатом общения становятся новые проекты, такие как, например, дизайн-школа.
Расскажите, как пришла идея создания дизайн школы?
Эта история уже стала некой легендой, передающейся из уст в уста студентами. Несколько лет назад на одном из своих выступлений я рассказывал о ключевых принципах работы бюро, о наших стремлениях и видении будущего индустрии. После выступления ко мне обратилось несколько человек, которые спросили о возможности перенять наш опыт и стать частью команды. С ними я лично начал работу как с первыми студентами будущей дизайн-школы. Через несколько месяцев после этого мы презентовали барный стул E1 – первый объект дизайнера Никиты Букороса. Это было в конце 2014 года. Сегодня Никита – ведущий дизайнер бюро, и в дизайн-школе бюро он преподаёт авторский курс компьютерного проектирования.
Одна из главных особенностей нашей дизайн-школы – она абсолютно бесплатна. Этим мы уровняли шансы всех, кто хочет добиться успеха в предметном дизайне, но не всегда имеет финансовую возможность пройти обучение на платных курсах. Кроме того, при отборе мы меньше уделяем внимания наличию профильного образования или возрасту, а больше – мотивации и объективному восприятию профессии. Результатом обучения в нашей дизайн-школе становится не сертификат или грамота, а запуск объекта или нескольких в серийное производство с последующей выплатой роялти с продажи.
Обучение в дизайн-школе длится три месяца, и за этот период студенты получают знания о процессе создания объекта предметного дизайна «от и до». В программу дизайн-школы включены: курс теории проектирования, материаловедение, эскизирование, курс компьютерного проектирования, введение в эргономику, лекции о химии в дизайне, а также курс по медиа-продвижению. Кроме того, в рамках обучения студенты посещают наши производства по металлу и дереву, а также имеют возможность услышать авторитетных украинских дизайнеров и архитекторов: Йову Ягер, Влада Голдаковского, Сергея Махно, команду Svoya Studio. Их лекции мы сделали доступными к посещению всеми желающими, и в сентябре прошлого года это стало началом нашего нового проекта – пространства BAZIS auditorium.
В начале июня обучение закончил весенний набор дизайн-школы, а это группа из 100 студентов. В конце августа мы планируем презентовать их работы и объявить об открытии нового набора.
Не стану скрывать, что дизайн-школа – это проект, требующий большой отдачи и времени. Но результат, который получается в итоге – это то, что покрывает все эмоциональные затраты.
Что для вас путешествия? Где бываете?
Плотный график работы и необходимость «быть здесь и сейчас» несколько корректируют мои планы на путешествия. Сейчас я ограничиваюсь деловыми поездками по Украине, а также семейными выездами за пределы Киева. Уверен, что путешествия станут неотъемлемой частью моей жизни через несколько лет, когда начнется активный период работы зарубежных представительств бюро.
Какие инструменты вы используете в работе и в жизни?
Мой рабочий набор прост: телефон, ноутбук, блокнот и ручка. Самый лучший инструмент тайм-менеджмента – ваша внутренняя организованность, которая позволяет грамотно распределить задачи во времени и не даёт мелким оперативным вопросам сбивать вас с толку. Конечно, есть ряд приложений, которые помогают в работе: AnyDo, Trello, Google Docs, приложения CRM и ERP систем для учета заказов.
Наставления
Получать и анализировать максимальное количество информации, не бояться обращаться к старшему поколению за советом и не бояться делать нестандартные для вашей сферы деятельности вещи – вот три главных совета от меня.
3 книги, которые следует прочесть молодому творцу?
Я бы посоветовал прочитать «10 книг об архитектуре» Витрувия, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Также мне очень нравится произведение «Старикам тут не место» и одноименный фильм братьев Коэн.
Читайте также:
6 культовых дизайнеров. Ваша версия
Интервью с Сергеем Махно: в стиле минимализма
#Личности: Вика и Вита Лопухины, графические дизайнеры, иллюстраторы, каллиграфы