fbpx

#Личности: Леонора Янко, Директор галереи LERA LITVINOVA GALLERY

Искусство – это прогресс

yanushko-icon copy

Леонора Янко, Директор галереи LERA LITVINOVA GALLERY, арт-менеджер и организатор международных выставок и арт-проектов.

Что для тебя искусство?

Искусство – это, прежде всего открытие. Искусство – это прогресс, между этими двумя словами  можно поставить знак равно. Сначала какое-то явление происходит в искусстве, а затем  иррадиация этого явления проходит в другие плоскости: социальные, культурные. Художник провозглашает что-то на первый взгляд странное, затем это становится тенденцией, иногда на следующий год, иногда через 10 лет, иногда через поколение.

К примеру, знаменитый Леонардо Да Винчи – это сегодня он классик, в его же время людям казалось странным то, что он делал. Да он вызывал восторг, но не всегда был понят, и даже сегодня еще не все чертежи его расшифрованы, и не все понято из того, что он вкладывал в свою широкую деятельность. Искусство создает историю, творческие люди – авангард прогресса.

Что сегодня интересно людям, если мы говорим об искусстве?

А людям сейчас многое интересно, уже невозможно не заметить, что человек становится более интеллектуальным, более интересующимся, более открытым миру и новому в широком смысле слова. Стало модно посещать выставки, литературные вечера, много квартирников проводится, не говоря о масштабных проектах, которые организовывают  музеи. И все это имеет высокие рейтинги посещаемости.

Я не так давно вместе с концептуальным художником Лерой Литвиновой открыла арт-пространство LERA LITVINOVA GALLERY. Наша идея заключается в том, что искусство должно теснее объединяться с различными сферами жизни. Сегодня уже является тенденцией то, что бизнес индустрия объединяется с искусством. Создаются арт-отели, открываются выставки на территории автомобильных салонов, торговых центров, сегодня это уже некая обоснованная необходимость.

Человек уже не хочет только функционально использовать вещи, и смысл фразы «духовная жизнь» обретает четкие и конкретные очертания. Ведь режим жизни современного человека включает в себя культурные походы, а путешествия – посещение современных концептуальных выставок и музеев.

Мы заговорили о путешествиях. Расскажи, что тебя поразило во время одной из поездок?

Это очень индивидуально, я люблю полезные путешествия, это в моем характере. Даже если это поездка к морю, я изучаю орнаменты, наблюдаю за цветами пейзажей, я не заставляю себя это делать, скорее этот подход органичен для меня. И даже из расслабляющего путешествия всегда привожу новые идеи. До меня может дойти смысл произведения, которое мне хотелось лучше понять и глубже осмыслить. Если это Европа, или Штаты, то это в основном отдых плюс работа. Мы организовываем выставки с Лерой Литвиновой в Европе.

Меня очень вдохновила и впечатлила Национальная Галерея Искусства в Вашингтоне! Это просто невероятный музей, он как маленький идеальный город. При всей масштабности выставок, часть его коллекций находится в специальных хранилищах под землей, есть несколько корпусов в разных стилях – в классических и современных. Собрание работ мастеров со всего мира: Ван Гог, Мане, Моне, Да Винчи, все, что мы можем вспомнить из курсов истории искусства. Приятным сюрпризом здесь является свободный вход. Да, хорошими коллекциями могут похвастаться многие музеи мира, но здесь к этому прилагается уникальная атмосфера – невероятно дружелюбный персонал, готовый дать комментарии и просто помочь. На территории есть множество зеленых зон, где можно обсудить понравившиеся картины. Там подано искусство не как дополнение жизни, а как сама жизнь.

Читайте также:  [В кадрі] Анастасія Жеребецька і «Твін Пікс: Повернення»

Если искусство вплетено в жизнь и опыт человека, чем еще могут наполняться выставки, кроме визуальных экспонатов?

Визуальное искусство легко и просто для восприятия. Как мы знаем, большинство людей визуалы – легче воспринять картинку, чем текст. С музыкой проще – потому что музыка формирует в нашем сознании изображения. Кстати, выставки визуального искусства часто проходят на фоне музыкального сопровождения –так лучше передается концепция.

Недавно мы организовали выставку Джони Крека – немецкого стрит арт-художника. Мы привезли из Берлина уникального творца, который скрывает свое лицо. И это выдающаяся личность, одна жизнь которого – это офисный сотрудник в строгом деловом костюме, а другая – это манифест: он хочет включить аудиторию в реальную жизнь, он призывает жить сегодняшним днем. Общество нам говорит, что выучишься, заработаешь, станешь, потом расслабишься. В реальности такой момент не наступает, нужно сознательно переключиться на момент сейчас. На открытие нашей выставки мы пригласили театр «Белая ворона». Актеры, прогуливаясь вдоль огромных холстов, на которых были изображены граффити автора, повторяли образ Johnny Crack: солнечные очки, лица закрытые банданами. До конца вечера мы держали интригу – сам ли эпатажный художник пришел на открытие.

Можно сказать, что искусство развивает нас, что оно еще и полезно?

Искусство – это тема людей интеллектуальных, думающих, и когда люди приходят в галерею или музей, если человек не понимает того, что перед ним, он может задать вопрос искусствоведу или арт-эксперту – и это нормально. Еще искусство – это свободная тема для раздумий, это работа с нашим подсознанием, тема внутреннего развития. Можно задать вопрос себе – ведь интересно, почему эта картина меня так привлекает, ведь здесь не мои любимые цвета или  формы? Создать внутренний диалог и есть, на мой взгляд, явная или не явная задача художника. Автор делает так, чтобы его работы включали сознание зрителя, коллекционера, покупателя, пусть они будут возмутительными или эстетичными. И вот в этом выражается душа художника, так создается шедевр.

Каким может быть совет молодым художникам – доносить смыслы, будить людей?

Для художника правильно выражать себя и, мне кажется, это правильно для всех сфер жизни и бизнеса. Когда человек создает нечто, на первый взгляд, не коммерческое, а «от души» – потому что он не может этого не делать – тогда он обречен на успех. Это мой личный опыт и это мое убеждение. Когда-то выбирая профессию, а я инженер-системотехник по первому образованию, думала, что рациональный выбор профессии будущего даст все, что мне необходимо. Нарисовала себе схему в голове в 14 лет, исполняла наставления родителей, но хорошо, что жизнь мудрее. Создавая препятствия, она направляет нас в то русло, в котором мы можем реализоваться, быть счастливыми и полезными для общества, для близких людей, и где мы можем созидать. Поэтому самое главное – это выразить себя, не думая о том, как на это посмотрят окружающие, примут ли это близкие.

Какие у тебя сейчас приоритетные направления деятельности?

Сейчас мы с Лерой Литвиновой заняты подготовкой  масштабного открытия нашего нового пространства LERA LITVINOVA GALLERY. В конце лета мы планируем сделать закрытый прием с первой персональной презентацией работ Леры Литвиновой, также мы покажем работы нескольких успешных скульпторов. В лаунж-обстановке гости смогут пообщаться с авторами, увидеть специальное театральное представление, но пока держим детали в секрете

Читайте также:  Будьте требовательны к себе. Режиссерские правила Стэнли Кубрика

Современное искусство – это и тема подачи в том числе, и от нее напрямую зависит восприятие посетителями. Наша задача, чтобы посетители могли не только насладиться выставкой, но и погрузиться в нее. Почему правильно организованная выставка – это как маленькое путешествие? Почему люди любят путешествовать? Потому что это меняет сознание: мы начинаем понимать вещи, которые раньше нас ставили в тупик, мы вдохновляемся, и это дает силы и энергию жить дальше и творить. Правильная выставка – это переключение, ощущение, что вы были не 2 часа на вечере, а у вас было невероятное двухнедельное приключение.

Что включает в себя работа галериста?

Я не считаю, что побеленные стены и развешанные картины – это сделанная работа галериста, хотя я с таким мнением встречалась.

Нашей миссией является создание всезахватывающей моды на искусство, и мы хотим, что бы LERA LITVINOVA GALLERY была не одной площадкой, а мульти-галереей в разных локациях, где мы проводим мероприятия, открываем и продвигаем новых украинских авторов. Для этого мы активно работаем с прессой, с музеями, поддерживаем и развиваем бизнес контакты, организуем совместные события.

Моя работа как галериста – это еще и интерпретация, донесение того, что создают авторы. Необходимо создавать искусствоведческие и доступные для чтения материалы для картин.  Мы очень активно ведем страничку на FB, на нашем сайте можно почитать информацию об авторах –это еще одна львиная часть работы. Плюс организация любого процесса.

Мы сотрудничаем с многими организациями, это уже моя устоявшаяся традиция, делать современное искусство: во-первых, более доступным, а во-вторых, легко интерпретируемым. Хочется говорить об искусстве, и чтобы это делать, нужно присутствовать во многих локациях, где мы можем осуществить свои цели и качественно представить работы авторов. Кстати, уже сейчас открыт мой кураторский проект «Жизнь после..», более 50 масштабных смысловых работ от современных концептуальных художников в локации около 3000 м.кв., много молодых авторов, новых имен. Проект расположился на Арт-заводе Платформа. Детали можно узнать на нашей фейсбук-странице.

С художниками работать трудно?

Мне кажется, это нужно любить и это должно быть интересно.  Все люди разные, а художники тем более друг от друга отличаются, есть открытые, есть замкнутые – мне интересно взаимодействовать с разными авторами, субъективная составляющая здесь наполняет смыслом процесс. Из нюансов, среди молодых художников часто встречаются авторы, которые только-только начинают свои творческие шаги и они считают, что раз они – художники и могут быть очень непредсказуемыми, непоследовательными и они могут поменять свое мнение в любой момент, опаздывать со сроками. Мне нравится такая, немного экстремальная часть моей работы, и я не думаю, что она существенно отличается от других сфер бизнеса. Профессионализм и выбранное по душе дело помогают решить сложные вопросы.

Ты занимаешься большими проектами. Какие инструменты планирования используешь?

Самое главное – это упорядочивание процессов. Наша деятельность спрогнозирована на несколько лет вперед с различным приближением. И задача – с одной стороны сохранить легкость, которая ассоциируется с искусством в принципе, и в то же время поддерживать видение наших целей: что мы хотим донести и создать, какие получить результаты.

Читайте также:  Интервью: Мурат Шакиров о трендах в веб-дизайне и своем опыте

Какие у тебя отношения с соцсетями?

Для меня это профессиональный инструмент. Мы активно пользуемся FB, размещаем новости, делаем компактные сообщения об авторах. И это хороший канал общения с клиентами: если мои друзья ищут для себя подарок в виде картины или скульптуры, зайдя на Фейсбук, они могут увидеть, что представленная работа подходит в интерьер. Также я отслеживаю новости и тенденции в профессиональной сфере. Я думаю, что социальные сети это удобно.

Наставления

Как ты поддерживаешь в себе мотивацию?

Мне очень нравится слово мотивация – мотив. Нужно ставить себе вопрос: зачем? Какая цель? Просыпаясь, каждое утро я задаю себе вопрос, что я хочу сделать на самом деле? Что мне интересно? И мне действительно повезло – я получала различное образование и имела самые разнообразные места работы. Долго искала себя, прежде чем признаться в любви искусству, надо заметить, это была любовь с первого взгляда.

Конечно, в любой сфере деятельности есть момент рутины и того, что нужно сделать обязательно. Кажется, что в искусстве этого нет, но дела не будет без четкого подхода и управление бизнесом галереи. Любимое занятие и дисциплина дают результат. Когда человек чего-то действительно хочет, все шаги к цели являются интересным средством ее достижения. Потому что в процессе, когда мы идем к цели, мы тоже начинаем развлекаться, получать удовольствие, расслабляться и наслаждаться каждой секундой жизни.

Что тебя вдохновляет?

Я могу проснуться очень рано в 6-7 часов и последующий час планировать будущий день, распивая кофе или чай с чем-то вкусным, что сама приготовила. Еще природа. Моя зимняя поездка к морю стала невероятной вдохновляющей терапией. Я люблю рассматривать часами, как растут листья на дереве, смотреть на песок и как море наплывает на берег, для меня это своего рода медитация и прикосновение к вечной истине. Называю себя экстравертом и люблю общение с людьми, но бывают периоды, когда мне нужна только я. Могу неделями находиться в уединенном пространстве и, рассматривая природу, получать настоящее вдохновение, и становится понятно – какой проект будет интересным и правильным. Да и само творчество вдохновляет и исцеляет.

Расскажи о своем проекте « Леонора Янко VS Сальвадор Дали»

У меня есть ощущение, что мы с Сальвадором Дали родственники, в каком-то смысле я вижу его как отца. Зимой я рассуждала на тему отношений мужчины, женщины и любви, а это очень важная тема для всех людей искусства. Мне нравится идея цельности личной жизни и работы, это дает постоянную включенность в жизнь, стирание границ в ролях «я на работе» и «я дома». Интерпретируя свой опыт личной жизни, вдохновения, энергии созидания, мы с фотографом Сергеем Колесниковым, художником Реаной Малевич, дизайнером мужской одежды Ириной Сироштан создали этот проект. Я переоделась в мужской костюм, наклеила усы для того, чтобы лучше понять Мужчину, гримасничала как Дали, чтобы ощутить великого метра в себе… если это возможно.

 

Читайте также:

#Личности: Юрий Гладкий, генеральный директор диджитал агентства GRAPE Ukraine

Интервью с Сергеем Махно: в стиле минимализма

#Личности: Владимир Смирнов, креативный директор диджитал-агентства Aimbulance

Поделиться:

Про автора

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: